• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Правовое регионоведение

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на углублённое изучение магистрантами актуальной методологии современных сравнительно-правовых исследований. Курс знакомит магистрантов с основными подходами к функциональному и историческому сравнительному анализу правовых институтов, с ключевыми моделями заимствования из иных правопорядков
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • •дать представление об основных исторических и современных характеристиках основных регионов и региональных интеграционных объединений; •сформировать аналитические навыки, необходимые для проведения исследований в сфере правового регионоведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • грамотно дает определение основных понятий дисциплины: регион; региональный социум, региональная держава, ядро и периферия региона, региональная организация, коммунитарное (интеграционное) право, коммунитарное (интеграционное) правосудие
  • обладает пониманием уровней формирования региона и субрегиона (макроуровень, мезоуровень, микроуровень), факторов и стадий становления и функционирования региональных объединений
  • умеет дать определение региональной организации, знает основные тенденции развития региональных организаций современности с учетом различных взаимовлияющих факторов
  • владеет подходами к типологии региональных организаций
  • понимает правовую природу интеграционного (коммунитарного) права, основные способы и подходы к унификации национальных правовых систем, тенденции развития коммунитарного права и коммунитарного правового пространства и его соотношение с международным и национальным правом
  • понимает специфику нормативного регулирования наднациональных объединений
  • знает ключевые особенности и источники интеграционного коммунитарного права, принципы его применения
  • владеет пониманием такого явления как интеграционное правосудие и знаниями о его особенностях – предметной и объектной компетенции судебных органов региональных организаций, об основных принципах их построения и деятельности
  • обладает знаниями о иных способах урегулирования споров в рамках интеграционных объединений (прямые переговоры, арбитражные трибуналы ad hoc)
  • владеет знаниями о роли и степени влияния судейского правосудия в урегулировании споров различной категории
  • обладает пониманием практик преюдициального толкования и консультативных заключений судов интеграционных организаций и их значения для развития права интеграционного объединения и национального права
  • знаком с отличительными особенностями деятельности судебных органов интеграционных объединений различной региональной принадлежности, с процессами эволюции их полномочий и взаимодействия с национальными структурами власти
  • обладает знанием особенностей регионального развития на европейском континенте, закономерностей становления и этапов функционирования основных европейских региональных организаций
  • способен назвать основные этапы развития ЕС, охарактеризовать институциональную структуру Европейского Союза, принципы формирования, компетенцию и полномочия органов Европейского Союза
  • знает традиционные черты, современные тенденции и факторы развития региона Ближнего Востока и подходы к определению территориальных очертаний региона; ознакомлен с влиянием Версальской системы международных отношений и последующих этапов ее трансформации на ситуацию на БВ
  • имеет представление о важнейших социокультурных и историко-географических особенностях, предопределивших своеобразие регионального развития Ближнего Востока, о влиянии идей панисламизма и панарабизма на ближневосточные интеграционные процессы
  • понимает ключевые особенности и тенденции развития региональных интеграционных организаций Ближневосточного региона, владеет подходами к классификации региональных организаций
  • дает систематизацию региональных организаций Ближнего Востока с точки зрения иерархии целей и задач их деятельности
  • определяет роль идеи общелатиноамериканской идентичности в становлении и функционировании региональных интеграционных организаций
  • определяет вклад региональных интеграционных объединений в экономическое и политическое развитие соответствующих субрегионов
  • определяет специфику взаимоотношений наднациональных и национальных институтов в процессе реализации целей интеграционных организаций
  • дает общую характеристику и привести отличия региональных интеграционных организаций в Северной Америке и в Латинской Америке, а также провести сравнительную характеристику и сопоставление американских интеграционных объединений и интеграционных структур других регионов мира
  • обладает пониманием влияния на социально-политические процессы африканского континента колониального наследия в виде сочетания внешних признаков европейских институтов и африканского авторитаризма с характерной для традиционного африканского общества шкалой ценностей, трайбализмом и клановостью
  • обладает пониманием воздействия на интеграционные процессы отсутствия доминирующей религиозной идеологии, комбинации элементов мировых религий и традиционных верований как дезинтегрирующего фактора
  • выделяет особенности субрегиональных интеграционных процессов и приоритетных направлений деятельности региональных организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Регионоведение как научная и учебная дисциплина. Методология исследования правовых регионов
  • Тема 2. Понятие региональной организации
  • Тема 3. Правовые инструменты сближения национальных правовых систем. Наднациональное право
  • Тема 4. Международное (коммунитарное) правосудие как фактор правовой регионализации
  • Тема 5. Региональные организации Европы
  • Тема 6. Ближневосточный регион
  • Тема 7. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)
  • Тема 8. Особенности процессов регионализации в Северной Америке. Интеграционные развитие в рамках региональных объединений Латинской Америки
  • Тема 9. Регионализация на Африканском континенте
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
    Активность складывается из посещения занятий и ответа устного сообщения (в виде доклада или презентации)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в формате собеседования
  • блокирующий Реферат
    Реферат — это письменная работа, в которой представлена совокупность информации по заданной теме из определенных источников: монографии, учебника, статьи из научных журналов. Структура, требования к содержанию и оформлению рефератов регламентируются ГОСТ Р 7.0.99-2018. Реферат демонстрирует, насколько грамотно студент умеет искать информацию, структурировать ее, анализировать источники и оформлять список литературы. Реферат состоит из введения, основной части и заключения. В нем обязателен список используемой литературы. Текст реферата должен представлять собой анализ данных из выбранных источников. Содержание в реферате должно быть таким, чтобы тема раскрывалась с нескольких сторон, обзор источников должен сопровождаться анализом, сравнением и обобщением. Реферат — это официальный документ, который оформляется по требованиям ГОСТа: основной шрифт — Times New Roman; размер шрифта — 12 или 14 кегль; межстрочный интервал — 1,5; размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см. Все главы и параграфы нумеруют арабскими цифрами. Точка в конце не ставится. А чтобы пронумеровать параграфы, используют нумерацию внутри раздела. Нумерация страниц ставится внизу посередине. В тексте работы каждую часть обязательно начинать с нового листа и выделять заголовок. Рисунки, схемы, графики, таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер и название таблицы обозначаются вверху таблицы, номер и название рисунка — внизу. Средний объем реферата от 15 до 22 страниц, включая страницы титульного листа, содержания и списка литературы. Максимальный объем страниц для реферата - 22, больший объем относится уже к другим видам работ (например, курсовой).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Активность на семинаре + 0.5 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Oliver Wendell Holmes. (2010). The Common Law. [N.p.]: Digireads.com Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1559562
  • Мировое комплексное регионоведение : учебник для вузов, Воскресенский, А. Д., 2016
  • Михайлов, А. М.  Сравнительное правоведение: догма романо-германского права : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08933-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474848 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Регионоведение : учеб. пособие для вузов, Дергачев, В. А., 2004
  • Регионоведение : Учебник, Гладкий, Ю.Н., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ближний Восток : политика и идентичность, , 2020
  • Ближний Восток и Центральная Азия : глобальные тренды в региональном исполнении, Звягельская, И. Д., 2018
  • Интеграционное право в современном мире : сравнит.-правовое исслед., Кашкин, С. Ю., 2015
  • Инфраструктура регионов мира : учебник, Комаров, М. П., 2000
  • Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания, Дугин, А. Г., 2014
  • Регионоведение : учеб. для академ. бакалавриата, Барыгин, И.Н., 2018
  • Современные международные отношения и мировая политика : учебник, Торкунов, А. В., 2005
  • Территориальная организация населения : учеб. пособие для вузов, Симагин, Ю. А., 2004