• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Научно-исследовательский семинар «Вторая мировая война на территории СССР: история и память»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Вторая мировая война считается одним из ключевых событий ХХ столетия. Одной из стран, сильнее всех затронутых войной, стал СССР, а ряд последствий ощущаются до сегодняшнего дня. Война стала своеобразным тестом на прочность для советского государства, существовавшего к началу войны чуть более двух десятков лет. Одновременно в период с 1939 по 1945 гг. в стране произошли изменения в идеологии, политике, государственном управлении. Нельзя пройти мимо социальных последствий войны. Наряду с мобилизацией десятков миллионов человек в Красную армию и колоссальными перемещениями людей и ресурсов на восток в ходе эвакуации, около 70 миллионов советских граждан остались на территориях, оккупированных немецкими войсками. Предлагаемый научно-учебный семинар преследует две цели: 1) познакомить его участников с основными видами и группами исторических источников, отдельными уникальными свидетельствами, с работами современной историографии о военной, социальной и политической истории Советского Союза в период Второй мировой войны, а также памяти о войне в последующие годы. Основная работа на семинарах будет строиться вокруг анализа источников: различных документов, стенограмм бесед, взятых по обе стороны железного занавеса интервью, фронтовых писем и дневников, написанных в разные годы мемуаров, агитационных материалов; 2) силами участников курса реализовать исследовательский проект, связанный с анализом массовых источников и личных свидетельств. Также студентам будет предложено написать небольшую научно-исследовательскую работу, связанную с темой коллективного исследовательского проекта и основанную на анализе исторических источников. Особое внимание в курсе планируется сосредоточить на следующих проблемах. Какие трансформации претерпели идеология и система управления Советского Союза в годы войны? Как изменилась повседневная жизнь в советском тылу? Что значило быть фронтовиком, каков мог быть советский военный опыт солдата, командира, политрука, работника госбезопасности? Какие особенности имела оккупация советских территорий (по сравнению со странами Западной Европы)? Кто сотрудничал с оккупантами и почему, что было после войны с коллаборационистами и нацистскими преступниками? Каковы масштабы Холокоста, как он был организован на советских территориях и в Европе? Как появилось, выживало и боролось партизанское движение? Почему советских военнопленных называют «забытой жертвой национал-социализма», сколько их было и как сложилась их судьба? Кто такие остарбайтеры, как они жили и работали в Европе, подвергались ли дискриминации после возвращения домой? Как государство конструировало память о войне в разные периоды, какие цели ставило и какие итоги получило? Кто, зачем и как создавал мемуары о войне в СССР? Как новые источники, ставшие доступными после «архивной революции», изменили наши представления об истории войны?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные группы источников по социальной и политической истории СССР военного времени, понимать их специфику и уметь анализировать
  • Иметь представление об основных направлениях изучения СССР в период войны, достижениях современной историографии и дискуссионных проблемах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может назвать этапы преследования коллаборационистов в СССР в период и после Второй мировой войны, а также рассматривать эти этапы в общеевропейском контексте преследования нацистских преступников.
  • знать (1) способы инструментализации памяти о Второй мировой войне в современной российской политике памяти; (2) место Сталина в памяти о войне и памяти о победе; (3) отличия между государственной политикой памяти и семейной памятью о войне; (4) способы изучения памяти о войне в научной литературе;
  • Понимать суть изменений в идеологии и практиках управления, знать их причины.
  • Понимать реалии фронтового быта для разных групп военных
  • Понимать положение людей в советском тылу: уровень жизни, настроения, стратегии выживания
  • Иметь представление о характере оккупационного режима в разных частях СССР
  • Знать о судьбе советских военнопленных: обстоятельствах попадания в плен, оценках общего количества, способах выживания в плену, судьбе после войны
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • И.В. Сталин как лидер военного времени
  • Преследование нацистских преступников и коллаборационистов в послевоенный период (1940-е – 2000-е гг.)
  • Преследование и уничтожение еврейского населения, 1933-1945 гг.
  • Фронтовые дневники и письма: социальная функция и особенности как исторических источников
  • Массовые настроения в армии
  • Материальная история войны: фронт
  • Органы государственной безопасности в годы войны
  • Социальная история советского тыла
  • Повседневность оккупации
  • Советские военнопленные и остарбайтеры
  • Память о войне в СССР и России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Реализация коллективного проекта
    В ходе курса участники совместно реализуют научный проект, в основном связанный с анализом массовых источников. Составляется план работ, каждому выдается задание. В ходе семинаров часть времени посвящается обсуждению проработанных данных, интерпретаций находок.
  • неблокирующий Письменная работа
    Участникам курса будет предложено написать аналитическую работу на основе анализа источников по теме, связанной с темой реализуемого на курсе коллективного проекта. Письменная работа может быть сравнительным анализом нескольких источников личного происхождения, поиском информации по теме в онлайн-банках данных, изданных сборниках документов. Объем: не менее 2000 слов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Письменная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Реализация коллективного проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cadiot, J., & Penter, T. (2013). Law and justice in wartime and postwar Stalinism. https://doi.org/10.11588/heidok.00018041
  • Edele, M. (2008). Soviet Veterans of the Second World War : A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941-1991. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259857
  • Edele, M. (2017). Stalin’s Defectors : How Red Army Soldiers Became Hitler’s Collaborators, 1941-1945. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535698
  • Hirsch, F. (2008). The Soviets at Nuremberg: International Law, Propaganda, and the Making of the Postwar Order. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B201385
  • Kirschenbaum, L. A. (2006). The Legacy of the Siege of Leningrad, 1941–1995 : Myth, Memories, and Monuments. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174478
  • Making sense of war : the Second World War and the fate of the Bolshevik Revolution, Weiner, A., 2001
  • The Living & the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia, Tumarkin, N., 1994
  • Блокадная этика : представления о морали в Ленинграде в 1941 - 1942 гг., Яров, С. В., 2013
  • Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне, , 2019
  • Иконография Сталина : репрезентация власти в советском искусстве 1930-1950-х годов, Руцинская, И. И., 2021
  • Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа : сборник, , 2005
  • Психология войны в XX веке : исторический опыт России, Сенявская, Е. С., 1999
  • Смерш. Исторические очерки и архивные документы, Христофоров, В. С., 2003
  • Советские военнопленные в системе концлагерей Германии, Отто, Р., 2020
  • Сталин. Жизнь одного вождя : биография, Хлевнюк, О. В., 2016
  • Фронтовой дневник 1941 - 1945, Славгородский, Г. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Войны памяти" на постсоветском пространстве, Бордюгов, Г. А., 2011
  • "Свершилось. Пришли немцы!" : идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны, , 2014
  • Вместе с флотом. Советская морская контрразведка в Великой Отечественной войне : исторические очерки и архивные документы, Христофоров, В. С., 2010
  • Лубянка. Из истории отечественной контрразведки, Христофоров, В. С., 2007
  • Одесса: жизнь в оккупации, 1941 - 1944, , 2013
  • Октябрь. Сталин. Победа : культ юбилеев в пространстве памяти, Бордюгов, Г. А., 2010
  • Помнить по-нашему: соцреалистический историзм и блокада Ленинграда, Воронина, Т., 2018
  • Сталинград: органы НКВД накануне и в дни сражения, Христофоров, В. С., 2008