• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Средневековая философия

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты получат представление о средневековой философии в ее связи с богословием, правом и медициной. Первый блок курса будет посвящен развитию позднеантичной и раннесредневековой патристики, формированию и развитию августинианства. Второй, имеющий, во-многом, переходное значение, блок представляет собой краткий очерк развития мусульманской философии, изучаемой, прежде всего, с точки зрения ее влияния на философию и богословие средневековой христианской Европы. Наконец, в третьем блоке мы коснемся собственно философии эпохи схоластики, рассмотрим основные вопросы теории бытия и познания, поднимавшиеся в период после XII века, познакомимся с влиянием Аристотеля на философию и богословие высокого Средневековья. Курс рассчитан на студентов пяти ОП (Философия, Культурология, История, История искусств, Филология), пререквизитов нет, однако желательно, чтобы они уже прослушали общий курс истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать отличительные особенности средневековой философии
  • Уметь различать патристику и схоластику
  • Знать фигуры основных отцов Церкви и их идеи
  • Понимать логику развития схоластической мысли
  • Уметь отличать томизм от августинизма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • отличать христианство в ряду других монотеистических религий
  • Аргументированно рассуждать о политической природе христианства после Никеи
  • Выделять основные фигуры из отцов Церкви
  • Анализировать основные проблемы августинианства как течения мысли
  • различать основных арабских мыслителей
  • Обоснованно объяснять особенности рецепции Платона и Аристотеля в арабском мире
  • Аргументированно объяснять роль ислама в становлении арабской (мусульманской) философии
  • Формулировать понятие схоластики и различать ее основные черты
  • Доказательно объяснять отличие схоластики от патристики
  • Различать доминиканскую и францисканскую схоластику, аргументировать отличие августинианства от томизма
  • Выделять основные фигуры мысли эпохи схоластики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Патристика
  • Мусульманская философия
  • Схоластика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Quaestio
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Работа на семинарах будет частично вестись в малых группах; каждая из групп готовит презентацию, посвященную либо фигуре кого-то из персонажей курса, либо одной из проблем ("Проблема универсалий: взгляд реалистов", например) и представляет ее; остальные задают вопросы / критикуют
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Quaestio + 0.4 * Доклад на семинаре + 0.2 * Зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Al-Ghazali, Averroes and the interpretation of the Qur'an : common sense and philosophy in Islam, Wohlman, A., 2013
  • Alfarabi and the foundation of islamic political philosophy, Mahdi, M. S., 2010
  • Ana Paula Tavares Magalhães. (2015). The medieval university and the ethos of knowledge: Franciscan friars, patristic tradition, and scholastic ‘instruments.’ https://doi.org/10.4025/actascieduc.v37i3.24397
  • Andrew Gregory, & Christopher Tuckett. (2005). Trajectories Through the New Testament and the Apostolic Fathers. OUP Oxford.
  • Angrist, J. D., & Lavy, V. (1999). Using Maimonides’ Rule to Estimate the Effect of Class Size on Scholastic Achievement. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8AB10B37
  • Pagans and philosophers : the problem of paganism from Augustine to Leibniz, Marenbon, J., 2015
  • Scholastic humanism and the unification of Europe. Vol.1: Foundations, Southern, R. W., 2002
  • The Oxford guide to the historical reception of Augustine. Vol.1: ., , 2013
  • The Oxford guide to the historical reception of Augustine. Vol.2: ., , 2013
  • The school of Peter Abelard : the influence of Abelard's thought in the early scholastic period, Luscombe, D. E., 2008
  • Wyclif and the Oxford schools : the relation of the 'Summa de Ente" to scholastic debates at Oxford in the later fourteenth century, Robson, J. A., 2008
  • Аквинат, Стамп, Э., 2013
  • Великие философы. Кн.2: Творческие основоположники философствования: Платон, Августин, Кант, Ясперс, К., 2019
  • Ибн Сина (Авиценна), Сагадеев, А. В., 2022
  • Ибн-Сина (Авиценна), Сагадеев, А. В., 1980
  • Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского, Августин, Аврелий, 2003
  • Лекции по истории логики : Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль, Асмус, В. Ф., 2007
  • Сюкияйнен, Л. (2017). Исламская Концепция Халифата: Исходные Начала И Современная Интерпретация. Russia & the Moslem World / Rossiya i Musul’manskii Mir, (9), 87–104. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=126397766
  • Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби, Наср, С. Х., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aquinas, Bonaventure, and the scholastic culture of medieval Paris : preaching, prologues, and biblical commentary, Smith, R. B., 2021
  • Thomas Aquinas and the civil economy tradition : the Mediterranean spirit of capitalism, Santori, P., 2021