• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Анализ панельных данных

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 14

Программа дисциплины

Аннотация

В этом курсе речь пойдет о специфике работы с панельными данными, т.е. данными, описывающими поведение выборки людей, семей, домохозяйств, предприятий, регионов и стран в динамике. Эти данные представляют собой результаты продолжительного наблюдения над пространственными выборками одних и тех же объектов. Панельные данные поступают часто из опросов домохозяйств или предприятий, которые предоставляют широкий спектр типов экономического поведения этих объектов. Использование панельных данных в анализе позволяет провести адекватный учет неоднородности экономических агентов в эконометрических моделях. Анализируя пространственную выборку объектов, собранную в конкретный момент времени, исследователь не имеет доступа к индивидуальной эволюции объектов во времени и не может адекватно отразить в моделях ее неоднородность. Панельные данные предоставляют широкие возможности исследования и учета индивидуальной динамики объектов выборки во всем разнообразии. Для изучения этого раздела курса необходимо знание теории вероятностей, математической статистики, эконометрики, математического анализа и линейной алгебры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить слушателей с методами анализа панельных данных и примерами их применения в различных областях экономики и управления. В ходе практических занятий, проводимых в компьютерных классах, предполагается научить слушателей корректному использованию инструментов анализа панельных данных на практике при работе со специализированными эконометрическими программами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладать навыками работы со статистическими пакетами
  • Способность анализировать объясняющие переменные модели на предмет выделения источников эндогенности, умение подбирать и тестировать на релевантность и валидность инструментов
  • Умение находить в интернете и загружать в Stata процедуры для тестирования гетероскедастичности, автокорреляции и пространственной корреляции ошибок панельных регрессий. Способность подбирать подходящий метод коррекции моделей.
  • Умение обосновывать необходимость применения панельного анализа данных в исследованиях, понимание того, как содержательно интерпретируется смысл ненаблюдаемых индивидуальных и временных эффектов в моделях
  • Уметь находить данные, необходимые для анализа и проведения экономических расчетов, используя различные источники информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика моделирования по панельным данным
  • Особенности оценивания моделей с панельными данными в условиях гетероскедастичности и серийных корреляций случайных возмущений
  • Оценивание коэффициентов панельных регрессий в условиях эндогенности
  • Обобщенный метод моментов и оценивание динамических моделей
  • Оценивание моделей с дискретными и ограниченными зависимыми переменными по панельным данным
  • Модели со случайными коэффициентами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие тесты
    Тест на каждой неделе содержит 10 вопросов с пятью вариантами ответа. Верный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл (неверный – 0 баллов). Таким образом, за прохождение теста на каждой неделе можно набрать от 0 до 10 баллов. На ответ на каждый вопрос дается одна попытка. Итоговая оценка за тесты складывается из оценок за 7 тестов, взятых с одинаковым весом и нормируется к 100, т.е. ((сумма оценок за 7 тестов)/(15*7))*100.
  • неблокирующий Проект
    На 2-ой, и 5-ой неделях слушатели выполняют практическое задание (проект), представляющий собой самостоятельное исследование по реальным данным в 2-х частях, и по каждой части пишут эссе (отчет), которое оценивается в 50 баллов каждое Итоговая оценка за проект складывается из оценок за эссе, взятых с одинаковым весом, и затем нормируется к 100 т.е. ((сумма оценок за 2 эссе)/(50*2))*100.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен реализуется в виде теста, содержащего 20 вопросов, сформулированных на основании анализа реальных экономических данных. За каждый вопрос можно набрать либо 1, либо 2 балла в зависимости от сложности вопроса. Таким образом, максимальное количество баллов за экзамен равно 40 (100%). Продолжительность экзамена - 120 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка = 0.3 * Тесты + 0.3 *Проект + 0.4 *Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ панельных данных и данных о длительности состояний : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2014
  • Вакуленко, Е. С.  Эконометрика (продвинутый курс). Применение пакета Stata : учебное пособие для вузов / Е. С. Вакуленко, Т. А. Ратникова, К. К. Фурманов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12244-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447095 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Введение в эконометрический анализ панельных данных : учеб. пособие, Ратникова, Т. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Econometric analysis of cross section and panel data, Wooldridge, J. M., 2002
  • Микроэконометрика: методы и их применения. Кн.1: ., Кэмерон, Э. К., 2015
  • Путеводитель по современной эконометрике : Учебник, Вербик, М., 2008
  • Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2007