2023/2024
Академическая профессия и академические контракты
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для административных и управленческих работников в сфере науки и высшего образования (сотрудники университетов, НИИ, издательств, грантовых фондов, министерств и ведомств). В нем рассматриваются актуальные подходы к оценке науки и научных публикаций, важные для развития исследовательских университетов и научных организаций России и мира (наукометрия и ее ограничения, конфигурации научной коммуникации, фундаментальные изменения в сфере научно-издательского бизнеса и режимов доступа к научным результатам, новые ИИ-технологии и подходы к экспертизе, дизайн систем учета и стимулирования публикаций и т.д.) в их взаимосвязи с управлением кадрами и публикационной активностью.
Цель освоения дисциплины
- Овладение современными подходами и инструментами прикладной оценки науки и научных публикаций, получение практико-ориентированных представлений об актуальных тенденциях развития научных публикаций и research evaluation для развития науки в российских организациях.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные принципы оценки науки с учетом предметной, региональной и прочей специфики, основные подходы к оценке авторов, журналов и организаций в мире и в России
- Знать основные характеристики современных научных публикаций и подходы к их оценке, возможности и ограничения наукометрии и peer review (содержательной экспертизы)
- Знать основные тенденции изменения системы научных коммуникаций (открытый доступ к данным и метаданным, новая экономика издательского дела, новые инструменты генерации и анализа научных текстов, в т.ч. возможности и риски применения искусственного интеллекта в этой области)
- Владеть инструментами и методиками прикладной оценки публикаций, ученых и организаций (базы данных, метрики и т.д.) и навыками выбора наиболее подходящих из них для конкретных задач, возникающих в управлении наукой и образованием в российских университетах
Содержание учебной дисциплины
- Научные публикации и не только: разнообразные научные результаты как объекты оценки
- Истоки, смысл и последствия применения наукометрии
- Индикаторы как оружие наукометриста: знакомимся с арсеналом
- Многообразие наукометрических баз: жизнь после Scopus и Web of Science
- Оценка научных журналов: не только импакты и квартили
- Наукометрия и экспертиза в оценке ученых, авторов и их проектов
- Наукометрия и экспертиза в оценке университетов
- Изменение принципов и практик оценки науки в мире и борьба с примитивной наукометрией
- Открытый доступ и смена парадигмы научной коммуникации
- Российская специфика оценки науки и выбор публикационной стратегии для автора, журнала, организации
- Организация учета и анализа публикаций университета. Подходы к дизайну стимулирующих и аттестационных инструментов
- Искусственный интеллект и его влияние на науку и публикации
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Розовски, Г. (2014). Исследовательские Университеты: Американская Исключительность? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E13F3AB
Рекомендуемая дополнительная литература
- Панова, А. А., & Юдкевич, М. М. (2013). Tenure system in universities: Models and explanations ; Система постоянного найма в университете: модели и аргументы.