2023/2024
Формальная семантика
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этого курса студенты познакомятся с основами формальной семантики — направления лингвистики, моделирующего композициональность в языке, то есть способность выводить значения сложных выражений из значений их частей. Именно эта способность позволяет нам как носителям языка интерпретировать новые, ранее никогда не слышанные высказывания. Мы начнем с описания небольшого фрагмента естественного языка и введем базовые понятия и принципы. Постепенно эмпирическая база будет расширяться, а теория — надстраиваться и усложняться. Будут подробно рассмотрены семантика простых нераспространенных предложений; семантика прилагательных и других модификаторов имени, таких как относительные предложения; семантика местоимений; связывание переменных в языке; обобщенные кванторы и вопросы сферы действия семантических операторов. Курс предполагает значительный общем домашней работы, которая в основном состоит из решения задач (problem sets) по формальной семантике. Эти задачи должны, с одной стороны, позволить закрепить пройденный материал и, с другой, подготовить студентов к самостоятельным исследованиям композиционального значения. Курс в первую очередь ориентирован на студентов-лингвистов, но может представлять интерес для всех интересующихся формальными подходами к языковому значению. Поскольку при выводе значения сложных выражений, формальная семантика опирается на структуру этих выражений, студентам понадобятся базовые знания в области синтаксиса непосредственных составляющих. Также приветствуется знание основ теории множеств и математической логики.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Формальная семантика» являются знакомство с основными понятиями формальной семантики и овладение техниками композиционального анализа языкового значения.
Планируемые результаты обучения
- представление о свободной и связанной интерпретации переменных в языке; представление о логико-семантических типах, не сводимых к типам индивидов и истинностных значений
- Представление об основных принципах семантической композиции; умение провести семантическую деривацию простого нераспространенного предложения; умение устанавливать случаи неоднозначности предложений с операторными выражениями; умение определять сферу действия кванторов.
- Умение отличить условия истинности от других аспектов значения; представление о предикатах как о множествах или функциях; умение переходить от экстенсиональной семантики в терминах множеств к экстенсиональной семантики в терминах функций; умение установить логико-семантический тип выражения в синтаксическом контексте и т. п.
Содержание учебной дисциплины
- Философские и математические основания формальной семантики
- Принципы семантической композиции
- Формально-семантический анализ языковых фактов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Davis, S., & Gillon, B. S. (2004). Semantics : A Reader. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=151422
- Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
- Zimmermann, T. E., & Sternefeld, W. (2013). Introduction to Semantics : An Essential Guide to the Composition of Meaning. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604253
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kracht, M. (2003). The Mathematics of Language. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=558200
- Peters, S., & Westerståhl, D. (2006). Quantifiers in Language and Logic. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=192220