• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социальная политика как инструмент устойчивого развития

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, социальными неравенствами и структурами в нем в целом и инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире все большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.). В результате освоения дисциплины студент должен: овладеть представлениями об ос-новных формах и механизмах взаимосвязи экономического и социального развития в современном обществе, сформировать навыки социальной диагностики типа, уровня развития и потребностей определенной социально-экономической системы с учетом характера ее неравенств и социальной структуры, а также выбора моделей и методов реализации социальной политики, адекватных им и прогнозной динамике социальной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является механизмом управления социальной системой, социальными неравенствами и структурами в нем, а также инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен дать определение понятиям "Государство всеобщего благосостояния", "Социальное государство";
  • Способен описать логику изменений социальной политики начиная с советского периода;
  • Способен описать модели Государств всеобщего благосостояния по типологии Esping-Andersen, привести примеры государств, определить тип политики по наблюдаемым на практике инструментам;
  • Способен описать систему объектов и субъектов социальной политики;
  • Способен описать систему социальной политики, в том числе в историии России;
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен охарактеризовать различие инструментов социальной политики регионов Российской Федерации (на примере реализации Национальных проектов), причины этих различий;
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен самостоятельно сконструировать социально-экономический индикатор
  • Умеет идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и функции социальной политики, объекты и субъекты социальной политики.
  • Модели государства всеобщего благосостояния.
  • История трансформации социальной политики в России. Социальный запрос.
  • Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей.
  • Система отраслевых социальных политик.
  • Инструменты социальной политики.
  • Социально-экономические индикаторы для целей социальной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценка студента за каждый семинар складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала по домашнему заданию (материалы готовятся во внеаудиторносе время, в группе или индивидуально - в зависимости от формулировки задания, размещаются в электронной таблице Google (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки)), 2) индивидуальная активность на самом семинаре, участие в презентации данных и групповом обсуждении (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону).
  • неблокирующий Деловая игра
    Деловая игра представляет собой работу в подгруппах, нацеленную на разработку комплексного непротиворечивого ряда мер социальной политики, направленных на достижение целей, сформулированных в виде альтернативного (игрового) Послания президента Федеральному собранию. Каждая подгруппа выбирает одно из Министерств, отвечающих за разработку мер социальной политики в той или иной сфере (здравоохранение, образование и др.). Деловая игра осуществляется в течение двух семинарских занятий. На первом занятии студенты разбиваются на подгруппы, подготавливают основные предложения по разработке мер социальной политики и согласовывают свои наработки с другими подгруппами. Данный этап реализуется с частичным использованием дистанционного формата (ZOOM/ Yandex-телемост/ Webinar). Учет рекомендаций и критических замечаний, полученных в ходе обсуждения, студенты осуществляют в виде самостоятельной домашней работы. На втором семинаре в офлайн-формате происходит презентация результатов работы с их обсуждением и ответом на вопросы преподавателей. Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону).
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний, а также накопленная и результирующая оценки выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Деловая игра + 0.25 * Семинары + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004
  • Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
  • Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
  • Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759
  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003