2023/2024
Методология и методы исследований в социологии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Костромин Владимир Викторович,
Крупец Яна Николаевна,
Омельченко Елена Леонидовна,
Соловьева Наталья Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
152
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс нацелен на изучение методологических оснований и методов проведения социологического исследования. В рамках курса студенты осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Курс состоит из трех блоков. (1) Количественный блок: В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник. (2) Качественный блок: В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью), осваивают основы анализа качественных данных (кодирование, тематический анализ, биографический анализ, дискурс-анализ). (3) Блок "Исследовательская коммуникация". Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
- Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
- Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
- Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
- Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
- Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
- Проводит дискурс-анализ текста.
- Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
- Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
- Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
- Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
- Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
- Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
- Разрабатывает дизайн исследования
- Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
- Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
- Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
- Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
- Умеет применять t-тест для анализа данных
- Умеет применять корреляции для анализа данных
- Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
- Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
- Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
- Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании.
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 4. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 5. Качественный анализ интервью: общий обзор
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 6. Дискурс-анализ
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 7. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
- Блок 2. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Исследовательская коммуникация в процессе публикации результатов работы
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля
- Блок 1. ДЗ 1 – отличия качественного и количественного исследованияСформулировать по предложенной проблеме аннотации 2х исследований: количественное и качественное (индивидуальное задание)
- Блок 1. ДЗ 2 – дизайн исследованияРазработать дизайн группового исследования (включая гайд интервью), представить его на занятии (Групповое задание)
- Блок 1. ДЗ 3 – наблюдениеПровести наблюдение в локации, релевантной проекту (Индивидуальное задание)
- Блок 1. ДЗ 4 – сбор данных2 интервью, 2 транскрипта + доп.данные (10 медиа материалов для дискурсивного анализа) (Индивидуальное задание)
- Блок 1. ЭкзаменОтчет по результатам исследования (10 - 15 страниц, 12 шрифт, интервал 1,5) + презентация результатов исследования (ppt) (коллективное задание)
- Блок 3. Дз 1: Эссе «Мои коммуникативные ресурсы»
- Блок 3. Дз 2: Написание reaction paperПрочитать две статьи из предоставленных источников (на выбор). Написать эссе в формате "reaction paper" в соответствии с предъявленными критериями.
- Блок 3. Подготовка презентации «трудного интервью»Взять «трудное интервью», подготовить его конспект и презентацию с рефлексией
- Блок 3. Дз 4: Подготовка этической оценки исследованияЗаполнить форму заявки для этической комиссии на основании курсового исследования. Оформить приложение в виде инструмента исследования
- Блок 3. Дз 5: аннотация в журналПодобрать журнал, обосновать его соответствие теме, подготовить аннотацию статьи.
- Блок 3. Посещение семинаровЗа посещение семинаров студентам ставится 1 балл. За активное участие - 2 балла.
- Блок 3. Итоговое заданиеПодготовить выступление на социальную тему в каком-либо формате публичной социологии.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0,5 кач.иссл (блок 1) + 0,5 кол.иссл (блок 2)
- 2023/2024 3rd moduleДз1 (эссе)*0,1 + Дз2 (reaction paper)*0,1 + Дз3 (трудное интервью)*0,2 + Дз4 (этическая оценка)*0,1 + Дз5 (аннотация в журнал)*0,1 + Посещение семинаров*0,2 + Итоговое задание*0,2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Головин, Н. А. Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).
- Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс, А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
- Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
- Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
- Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
- Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524