• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология личности

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

«Психология личности» знакомит студентов с разнообразием представлений о личности в психологии и предоставляет инструменты для систематизации авторских идей, предложенных в рамках отдельных теорий личности. Дисциплина предусматривает рассмотрение человека как элемента различных систем по трем направлениям: изучение фенотипических особенностей созревающего организма, изучение представлений о закономерностях, которые лежат в основе развития «социального индивида» и изучение проявлений индивидуальности как неповторимости и уникальности каждого из нас. Будет уделено внимание разнообразию индивидуальных различий и тому, каким образом они проявляют себя в различных сферах жизни человека (обучение, профессиональная деятельность, межличностные отношения – семья и дружба и т.д.). Студенты получат исчерпывающее представление о том, какими возможностями для развития обладает человек, что составляет объективные ограничения для развития и возможно ли эти ограничения преодолеть. Отдельно запланировано рассмотрение стратегий и методов изучения личности в психологии, в связи с разнообразием явлений, в которых личность может быть представлена и доступна для исследования. В качестве форм текущего контроля предлагаются коллоквиум по монографии, эссе по монографии, две контрольные работы и учет аудиторной активности на семинарских занятиях, промежуточная аттестация осуществляется по результатам выполнения форм текущего контроля. Коллоквиум: студентам будет предложено прочитать книгу одного из психологов, в которой представлены его авторские взгляды на природу личности человека, после чего студентам в формате собеседования в небольших группах необходимо будет ответить на несколько вопросов, список вопросов будет заранее известен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотрение человека как элемента различных систем
  • Знание разнообразия представлений о личности в психологии
  • Понимание возможностей и ограничений в развитии личности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описание явлений, в которых личность себя транслирует
  • Объяснение особенностей познавательной ситуации изучения личности
  • Сравнение различных определений "личности"
  • Описание перехода от классической к неклассической психологии личности
  • Объяснение применения уровней методологии науки в исследовании личности
  • Характеристика принципов системного историко-эволюционного подхода
  • Сравнение подходов и методов изучения личности
  • Описание представлений о развитии личности в различных направлениях психологии
  • Объяснение принципов социогенетического развития личности
  • Объяснение принципов биогенетического развития личности
  • Объяснение принципов персоногенетического развития личности
  • Сравнение нормального и аномального развития личности
  • Описание условий проявления индивидуальных и уникальных особенностей человека
  • Перечисление и характеристика различных индивидуально-психологических характеристик
  • Объяснение роли индивидуальных различий в различных сферах жизни человека
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию личности
  • Методологические основы психологии личности
  • Движущие силы и условия развития личности
  • Биогенетическая линия развития личности
  • Социогенетическая линия развития человека
  • Персоногенетическая линия развития человека
  • Личность. Практическое применение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная активность студентов: ответы на вопросы, участие в дискуссии на семинарах, выполнение заданий и т.п. Данный вид контроля является невосполняемым.
  • неблокирующий Коллоквиум по монографии
    Коллоквиум проводится со студентами в небольших группах (3-4 человека) в формате собеседования по содержанию монографии. Монография и вопросы для обсуждения будут сообщены заранее.
  • неблокирующий Эссе по монографии
    Выполнение письменной работы с опорой на текст монографии по психологии личности
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Выполнение письменной работы, ответы на 5 открытых вопросов по содержанию ранее пройденного материала.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Выполнение письменной работы, ответы на 5 открытых вопросов по содержанию ранее пройденного материала.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Аудиторная активность + 0.1 * Аудиторная активность + 0.15 * Коллоквиум по монографии + 0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Эссе по монографии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Либин, А. В.  Дифференциальная психология : учебник для вузов / А. В. Либин. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 442 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11568-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518372 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Нартова-Бочавер Софья - Психология личности и индивидуальных различий. Учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения. — (Серия «Учебное пособие») - 978-5-4461-2367-4 - Санкт-Петербург: Питер - 2023 - 388131 - https://ibooks.ru/bookshelf/388131/reading - iBOOKS
  • Петровский, В. А. «Я» в персонологической перспективе» / В. А. Петровский. — Москва : Высшая школа экономики, 2013. — 504 с. — ISBN 978-5-7598-0893-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66062 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2007
  • Реан А. А. - Психология личности. — (Серия «Мастера психологии») - 978-5-496-02369-6 - Санкт-Петербург: Питер - 2016 - 377125 - https://ibooks.ru/bookshelf/377125/reading - iBOOKS
  • Розин, В. М.  Психология личности. История, методологические проблемы : учебное пособие для вузов / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06636-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516351 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ковалева, А. И. Социализация личности: норма и отклонение : монография / А. И. Ковалева. — 2‐е изд., перераб. и доп. — Москва : МосГУ, 2022. — 444 с. — ISBN 978‐5‐907410‐78‐7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/300866 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кулагина, И. Ю. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь : учебное пособие / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, А. А. Метелина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 329 с. — ISBN 978-5-8291-2746-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132382 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.