• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Теория и психотерапия травмы

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Теория и психотерапия травмы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Формирование представлений о нейробиологических и когнитивных закономерностях формирования травмы.
  • - Знакомство с вариантами распространенных последствий травмы для психического здоровья.
  • - Развитие умений оценивать выраженность симптоматики травматического стресса при помощи психодиагностического инструментария.
  • - Формирование навыков психологического консультирования в острый и посттравматический периоды.
  • иметь представление о комплексной травме и травматических стрессовых реакциях;
  • уметь проводить диагностику травматических стрессовых расстройств ПТСР в МКБ10, ПТСР в DSM5
  • уметь ставить и профессионально решать задачи в научно-исследовательской и практической деятельности;
  • прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
  • уметь применять навыки психотерапевтической помощи в работе с кризисными клиентами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определение терминов: потенциально травмирующее событие (типы); травма и травматический стресс;
  • Острая стрессовая реакция (МКБ-11) и острое стрессовое расстройство (DSM-5-TR);
  • посттравматический стресс (ПТС), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и осложненное (complex; комплексное) посттравматическое стрессовое расстройство (ОПТСР/КПТСР);
  • Затяжная патологическая реакция горя. Ключевая симптоматика.
  • 1. Международный опросник травмы (МОТ) (International trauma questionnaire; ITQ)
  • 2. Чеклист ПТСР для DSM-5 (PTSD Checklist for DSM-5; PCL-5) и Чеклист жизненных событий (Life Events Checklist; LEC-5)
  • 3. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinician-Administered Scale; CAPS)
  • 4. Структурированное клиническое диагностическое интервью (Structured Clinical Interview for DSM; SCID)
  • 5. Скрининг ПТСР (Trauma Screening Questionnaire; TSQ)
  • 6. Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) Марди Джона Горовица (Horowitz М. J.; Imact of Ecent Scale- R; IES-R)
  • 7. Миссисипская шкала – гражданский и военный вариант (Mississipi Scale-M&MS)
  • 8. Опросник выраженности психопатологической
  • 9. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory; BDI)
  • 10. Шкала депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21; DASS-21)
  • 11. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД)
  • 12. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale; DES)
  • 13. Опросник для оценки терапевтической динамики ПТСР (Treatment Outcome PTSD Scale; TOP-8)
  • Ранние интервенции: первая психологическая помощь (Psychological First Aid; PFA), экстренная психологическая помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (Critical Incident Stress Debriefing;
  • CISD) и его вред вне зависимости от формы проведения (групповая или индивидуальная), ступенчатый уход (Stepped Care)
  • Рассмотрение общих элементов, фактически присутствующих в большинстве подходов КПТ к лечению ПТСР: психообразование, управление тревогой, пролонгированная экспозиция, когнитивная реструктуризация, экспозиция in vivo, профилактика рецидивов.
  • Когнитивная процессуальная терапия; когнитивная терапия, сфокусированная на травме;
  • EMDR; пролонгированная экспозиция и сфокусированная на травме когнитивно-поведенческая терапия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология травмы
  • Раздел 2. Диагностика последствий травматического стресса
  • Раздел 3. Стратегии психологического консультирования
  • Раздел 4 Диагностика травматических стрессовых расстройств ПТСР в МКБ10, ПТСР в DSM5
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Оценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Оценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: Оэссе и Теста в форме оффлайн тестирования на платформе Smart LMS: Отест Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,20*Оаудиторная) + (0,40*Оэссе) + (0,40*Отест) = Орезультирующая
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-89353-437-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109107 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ленэке, К. Сексуальные преступления и симбиотические отношения. Научное психоаналитическое исследование : монография / К. Ленэке. — Москва : Академический Проект, 2021. — 303 с. — ISBN 978-5-8291-3837-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология посттравматического стресса. Ч.1: Теория и методы, Тарабрина, Н. В., 2007
  • Тренинг коммуникации : арт-терапия: учеб. пособие, Копытин, А. И., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Андре, Ж. Инцесты : монография / Ж. Андре , под редакцией А. Жак , Давид Е.. — Москва : Когито-центр, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-89353-503-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249302 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология любви и сексуальности : гетеросексуальность, инцест, гомосексуальность, , 2006
  • Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства, Фоа, Э. Б., 2005