• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современные проблемы социальной теории

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

НИГ "Практическая философия" предлагает студентам НИС "Современные проблемы социальной теории".НИС разделен на 4 блока.Первый модуль НИС является вводным и отчасти носит методологический характер. Основными задачами этого модуля являются: (1) рассмотрение основных тем и проблемных узлов современной социальной теории; (2) изучение основных теоретических подходов к исследованию Современности, а также теорий общества и культуры, созданных на основе этих подходов; (3) обзор основных институциональных измерений Современности и характерных для них проблем; (4) обсуждение ключевых идей, предложенных ведущими социальными теоретиками и мыслителями конца XX — начала XXI вв. для осмысления и решения политических, социально-экономических и культурных проблем Современности; (5) обсуждение основных подходов к исследованию социальных трансформаций в новой исторической социологии и проблемы релевантности использования понятийных, методологических и теоретических средств современной исторической социологии для изучения проблем и противоречий исторического развития русского, советского и российского модерна. Во второй части Научно-исследовательского семинара речь пойдет о социологических и социально-философских подходах к осмыслению процессов модернизации, социальных изменений, научного прогресса и экономического роста. В центре внимания расположится теория Хартмута Розы, современного немецкого социолога и философа, предложившего оригинальную концепцию социального ускорения, а в настоящее время разрабатывающего философскую концепцию резонанса, ориентированную на решение ряда проблем, обозначенных в теории социального ускорения. Подход Розы интересен ещё и тем, что, будучи укорененным в теоретической социологии, он с самого начала все больше развивал свой подход в направлении философии, что позволяет изучить данный кейс в качестве симптома, свойственного современным социальным мыслителям. В начале курса мы разберем основные положения теории Розы, на которые будем опираться в дальнейшей работе с другими авторами и концепциями. Основная часть курса будет состоять из обсуждения отдельных текстов, представленных в форме докладов. Мы рассмотрим феномен социального ускорения в различных аспектах, прибегнув к идеям таких авторов как Генри Адамс, Георг Зиммель, Джон Дьюи, Герман Люббе, Поль Вирильо и др. Целью освоения 3 модуля НИС будет проблематизация философских оснований дискуссий о политике памяти, активно разворачивающихся в современной социальной теории и гуманитарных исследованиях в целом. Поскольку важным недостатком как российских, так и западных memory studies представляется отсутствие четкости их категориального аппарата и зависимость ключевых понятий (режимы памяти, ностальгия, травма, аффект и др.) от методологических подходов исследователей (Я. Ассмана, П. Рикера, Ф. Джеймисона, С. Бойм, Д. Александера, Ш. Фелман, Д. Лакапра, Л. Смит и др.), именно история этих понятий будет рассмотрена в рамках первой части модуля. Далее будет проведен компаративный анализ практик коммеморации в публичной сфере России и других стран (Европы, Азии и Америки). Наконец, третий блок модуля будет посвящен переплетению дискуссий в memory studies с полемикой о темпоральности, презентистском режиме историчности и смещении границ между прошлым, настоящим и будущим, развернувшейся вокруг работ Ф. Артога и Р. Козеллека и других современных теоретиков истории.В рамках этой части НИСа мы обратимся к тому спектру социальных теорий, которые ставят вопрос о возможности или невозможности сформулировать такую теорию общества, которая включала бы в число социальных агентов не только людей. Нам они будут интересны в той части, которая предполагает переосмысление представлений о человеке. Многие современные авторы обращаются к этой теме. Джудит Батлер писала об этом в своих работах, посвященных осмыслению гендерного порядка и производству человеческой телесности, влиянию социальных факторов на процессы производства телесности и связи вроде бы неизменного, природного тела и меняющихся социальных явлений. Важный вопрос, который она поднимает, можно сформулировать так: является ли человеческая биология только основой, до-языковой данностью, на которую накладываются социальные и политические смыслы и интерпретации, или человек как психо-био-социальное представляет собой нечто более сложное? Эта же тема, хотя и немного в другом ключе, поднимается в работах теоретиков постгуманизма и трансгуманизма, а также в трудах философов и социальных теоретиков, пишущих о нарративной идентичности (Поль Рикер) и дискурсивной идентичности (Шанталь Муфф и Эрнесто Лаклау).Бруно Латур писал о возможности создания такого социального и политического пространства, где люди и нелюди могут взаимодействовать в продуктивном для себя ключе. В частности, это предполагает конструирование такого языка, словаря, где возможны термины, объединяющие и тех, и других. Человек может переосмыслить собственное место в этом мире, потенциально включающем и других агентов.Таким образом, с проблемой производства и воспроизводства субъекта связана и проблема связи языка и мышления, а также вопрос о социальной и политической функции языка, который поднимался в работах таких авторов как Джон Серл, Джордж Лакофф, Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф, к работам которых мы также обратимся в рамках этой части НИСа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • · знакомство с многообразием жанров, форм и методов философского исследования, практическое освоение конкретных методов философской работы; · развитие навыков историко-философского и логического анализа репрезентативных философских текстов; углубленное изучение первоисточников в синхроническом и диахроническом контекстах; знакомство с типологией философских текстов и методами их интерпретации; формирование умения различать философские и нефилософские тексты, проводить диагностику стилистических погрешностей, категориальных и аргументативных ошибок; · овладение аналитическими и концептуальными приемами creative writing в философии: составление плана, выбор исследовательской стратегии и стилистических средств, реферирование источников и составление библиографии, цитирование и оформление ссылок, редактирование текста, в том числе с использованием современных цифровых ресурсов; · развитие коммуникативных компетенций, навыков философской дискуссии, рационального убеждения и конструктивной критики; · презентация результатов групповой и индивидуальной проектной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет навыки работы с основными понятиями, с которыми работают социологи и философы.
  • - умение аналозировать философские концепы и идеи, воплощаемые в современном популярном кинематографе
  • - исследование социально-философских последствий влияния популярной культуры на массовое сознание
  • - умение интерпретировать философский категориальный аппарат в зависимости от направления и школы
  • умеет проводить исследования в рамказх современной социальной теории и представлять их в виде устного выступления, письменной работы, презентации доклада и сопроводительного текста
  • умеет работать с основными инструментами для теоретических языков описания современных обществ – «поздняя современность», «поздний постмодерн», «цифровой капитализм» и т.д.
  • умеет работать с эмпирическим материалом
  • уметь проводить исследования политической власти и управления с помощью технологических метафор
  • уметь работать с понятиями, разрабатываемыми в рамках технократических утопий и пост-гуманизма
  • владеть навыками представления результатов в виде письменных работ и устных выступлений
  • умеет проводить исследования в рамках акторно-сетевой теории
  • умеет работьать с теорией ассамбляжей
  • умеет проводить собственные исследования и излагать их в жанре научной публикации
  • умеет работать с теориями субъекта в рамках постгуманистической и трансгуманистисткой оптики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Первый модуль.
  • Второй модуль
  • Третий модуль
  • Четвертый модуль
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * письменная работа + 0.25 * письменная работа + 0.25 * работа на семинарах + 0.3 * работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * коллоквиум + 0.15 * письменная работа + 0.25 * письменная работа + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Будущее ностальгии, Бойм, С., 2019
  • Вещная жизнь : материальность позднего социализма, Голубев, А., 2022
  • Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века, Дугин, А. Г., 2007
  • Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко, М., 2007
  • Глобальный капитал. Т.1: Методология: по ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма. Маркс re-lo..., Бузгалин, А. В., 2015
  • Гоббс, Мееровский, Б. В., 1975
  • Говорить правду о самом себе : лекции, прочитанные в 1982 году в Университете Виктории в Торонто, Фуко, М., 2021
  • Как выглядит будущее?, Урри, Д., 2018
  • Кино, Делез, Ж., 2013
  • Кино. Визуальная антропология, Грей, Г., 2014
  • Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса : смысл и фиаско одного политического символа, Шмитт, К., 2006
  • Машина зрения, Вирильо П., Шестаков А.В., 2004
  • Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма, , 2020
  • Новая философия общества : теория ассамбляжей и социальная сложность, Деланда, М., 2018
  • Нового времени не было : эссе по симметричной антропологии, Латур, Б., 2006
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Cult Camp Classics" : специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе, Самутина Н.В., 2008
  • Западный канон : книги и школа всех времен, Блум, Г., 2019
  • Изображение : курс лекций, Ямпольский, М. Б., 2019
  • Классика и классики в социальном и гуманитарном знании, Савельева, И. М., 2009
  • Кризис индустриальной культуры : избр. соч., Вышеславцев, Б. П., 2006
  • Лекции по философии постмодерна, Хаустов, Д. С., 2018
  • Неизбежно : 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее, Келли, К., 2017

Авторы

  • Марей Мария Дмитриевна