• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современный городской фольклор

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Мороз Андрей Борисович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению принципов и закономерностей формирования, бытования современного городского фольклора и его прагматике. Фольклор большого города представляет собой сложный конгломерат разного рода явлений (текстов, обрядов, верований, слухов, толков), как восходящих к различным этническим, локальным, региональным культурным традициям, так и формирующихся собственно в городской среде. Существенно более сложная, чем в «классической» сельской традиции, система распространения и бытования (устный, печатный, аудиовизуальный) информации, в особенности в условиях всеобщего использования интернета, неоднородная социальная среда, сложно организованное, часто агрессивное городское пространство, которое нуждается в «освоении», сложные коммуникативные связи между жителями города, принадлежащими к различным группам, влияние субкультур и ряд других факторов делают современный городской фольклор многослойным и сложным явлением. Академический интерес к нему возник относительно недавно (середина XX в. на Западе, конец XX в. в России), а подходы и методы его анализа и осмысления различаются своей разнонаправленностью: от попыток собственно фольклористического (концепция «городского текста»), психологического (А.Дандес) или социологического (Л.Дег и др.) осмысления до прикладной антропологии, использующей его в реорганизации городского пространства или т.н. «фольклорного брендирования регионов».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с важнейшими понятиями, связанными с фольклором и городским фольклором в частности как особым типом культуры формирование у студентов навыков устного и письменного анализа фольклорных текстов развитие у студентов комплексного подхода к фольклору как к коммуникативному инструменту, способу организации сообщества и порождаемого сообществами культурного продукта развитие у студентов умения видеть фольклорный текст в социальном и этнографическом контекстах подготовка студентов к дальнейшей исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть представлениями о современном городских традициях, о понятийном аппарате, применяемом при его описании, об основных жанрах современного городского фольклора, подходах к его описанию и исследованию, типологических связях с традиционным фольклором.
  • Знать, понимать специфику фольклора как особой формы культуры
  • Уметь анализировать фольклорные тексты исходя из их специфики
  • Владеть материалом в области современного фольклора различных городских сообществ
  • Уметь вычленять в информационном потоке фольклорные мотивы и анализировать их
  • Уметь проводить собственное полевое исследование городского фольклора в интернете, медиа и офлайне
  • Уметь анализировать фольклорный текст с точки зрения его генезиса, работать с вариантами, искать прототипы и сопоставлять версии
  • Уметь комментировать фольклорный текст с точки зрения его прагматики, коммуникативной роли, особенностей бытования, среды распространения, соотносить его с эпохой и социальной средой
  • Проявлять осведомленность в области современной и классической научной литературы по городскому фольклору
  • Уметь создавать комплексное описание фольклорного явления с учетом различных методов анализа
  • Уметь выступать в дискуссии на тему современного фольклора, аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонента
  • Уметь анализировать место и роль фольклорного факта в жизни сообщества, выявлять пути трансформации, развития, угасания фольклорной традиции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Специфика фольклора как устной культуры. Фольклор в городе.
  • Раздел 2. Фольклор города в многообразии ритуальных и речевых форм
  • Раздел 3. Формы бытования и трансляции фольклора в современном городе
  • Раздел 4. Фольклор - не фольклор - постфольклор - парафольклор
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность студентов на семинарских занятиях предполагает участие в дискуссии, в ходе которой студент демонстрирует владение материалом и знание литературы по обсуждаемому вопросу, а также умение ставить проблему и анализировать материал
  • блокирующий Собственное полевое исследование
    Студент в ходе курса должен провести собственное полевое исследование городского фольклора и представить результаты. Результаты представляют собой архив (пруфы интервью и их расшифровку, а результат интернет-исследования) и основанный на собранном материале текст - описание и анализ рассматриваемого явления
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Собственное полевое исследование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры, Богданов, К.А., 2009
  • Повседневность и мифология : исследования по семиотике фольклорной действительности, Богданов, К. А., 2001
  • Прагматика фольклора, Адоньева, С. Б., 2022
  • Сталинский фольклор, Миллер, Ф., 2006
  • Фамилистические исследования. Т.1: Социологический анализ литературных и фольклорных текстов, , 2009