• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Практики ответственного бизнеса в России

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В последние несколько десятилетий в мировой экономической системе происходят непрерывные и весьма турбулентные изменения, появляются новые вызовы, на которые призваны реагировать не только национальные правительства, но и руководящие органы корпораций. Вышеупомянутый эволюционный процесс привел к утверждению социально-ответственной практики ведения бизнеса в качестве фактора, способствующего стабильному (устойчивому) развитию как отдельно взятых национальных экономик, так и мировой экономики в целом. Наднациональные организации, правительства, местные сообщества, инвесторы, работники и прочие стейкхолдеры современных компаний требуют от них непосредственного участия в создании этой более устойчивой среды ведения бизнеса, отвечающей не только основным потребностям всех членов общества, но и учитывающей интересы будущих поколений. Вопросы ответственного ведения бизнеса приобретают актуальность не только для крупных компаний, но и для более скромных по масштабам своей деятельности фирм, многие из которых до последнего времени в принципе не придававших значения собственному влиянию на окружающую природную среду, происходящие в микро- окружении процессы социально-значимого характера и т.п. Многие компании видят в сложившейся ситуации не только набор вызовов, но и набор возможностей для развития собственного бизнеса. В современных условиях, наряду с достижением положительных финансовых показателей, использование практик и инструментов ответственного бизнеса, повышение «социальной доходности» и проч., становится важным маркером успеха компаний в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Практика ответственного поведения во многих случаях закладывает основу устойчивых конкурентных преимуществ современных фирм и учитывается инвесторами при выборе объектов вложений и развития партнерских проектов. Современная ситуация не оставляет выбора тем организациям, которые все еще придерживаются фрагментарного и оборонительного подхода в части внедрения принципов и ценностей ответственного бизнеса и устойчивого развития – они имеют мало шансов конкурировать на международных и национальных рынках, занимая маленькие ниши на региональных рынках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей комплексное представление о построении ответственной деловой практики современных компаний, работающих на российском рынке в стратегически значимых отраслях, с опорой на междисциплинарный подход в процессе обучения, навыки системного и критического мышления в комбинации с развитым эмоциональным интеллектом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Слушатели имеют представление о процессе разработки и итогах реализации интегрированных стратегий ведения устойчивого и ответственного бизнеса в контексте 17 целей устойчивого развития Организации объединенных наций и значимых международных стандартов корпоративной социально ответственности (UN Global Compact, ISO 26000, GRI и проч.)
  • У слушателей сформированы навыки критического осмысления значимости текущих вызовов экологического, социального и управленческого характера (ESG-вызовы) для ведения бизнеса в современных условиях;
  • Сформированы знания о спектре интересов стейкхолдеров компании, достижении баланса этих интересов, а также характера влияния различных стейкхолдеров компании на процесс ее деятельности и достижение успеха в различной временной перспективе;
  • Сформировано понимание того, как теоретические основы и общие принципы ответственного бизнеса связаны с операционной деятельностью и стратегическими целями компании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Ответственный бизнес и устойчивое развитие: общее определение, основные концепции и дискурс
  • Модели устойчивого бизнеса, регулирование социальной ответственности и устойчивости
  • Подходы к управлению ответственностью и устойчивостью в процессе ведения бизнеса организацией.
  • Эффективное взаимодействие организации со стейкхолдерами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах и визитах в компании
    Формат: в мини-группах по 5 человек по итогам анализа ESG-отчетов выбранных студентами для анализа компаний участники готовят к семинару презентацию, резюмирующую политики и структуры закрепления практик ответственного ведения бизнеса на корпоративном уровне в разрезе отдельно E-S-G принципов, а также резюмируют возможности и риски применения ответственного ведения бизнеса социально-ответственного предпринимательства в России. От студентов ожидается 100% посещаемость всех семинаров.
  • неблокирующий Проект по социально-ответственному предпринимательству
    Формат: по итогам выступлений экспертов, наблюдения, сбора информации во время визитов в компании и информации из открытых источников в мини-группах по 5 человек участники готовят итоговый проект, отражающий практики ответственного бизнеса в России.
  • неблокирующий Групповой отчет
    Проводится в рамках подготовки и защиты на Семинаре 3 (2 ч.). «Социальное предпринимательство и другие возможные форматы ответственного бизнеса». Студентами сдается групповой отчет, подводящий итог сбора информации по результатам визитов в компании с использованием специального мануала и выводами по практикам ответственного бизнеса в ведущих российских компаниях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.3 * Активность на семинарах и визитах в компании + 0.4 * Групповой отчет + 0.3 * Проект по социально-ответственному предпринимательству
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • McWilliams, A., & Siegel, D. (2001). Corporate Social Responsibility: A Theory of the Firm Perspective. Academy of Management Review, 26(1), 117–127. https://doi.org/10.5465/AMR.2001.4011987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Laszlo, C., & Zhexembayeva, N. (2011). Embedded Sustainability : The Next Big Competitive Advantage. Sheffield: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760669