• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Стратегическое мышление и стратегический анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Стратегический менеджмент и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Базовый курс развития стратегического мастерства, одного из основных надпрофессиональных навыков, посвящен практическому развитию компетенций, позволяющих эффективно управлять потоком стратегических задач и их решений, интегрирующим диагностику ситуации и выявление ключевой проблемы, обоснование замысла и реализацию ее решения. Главным принципом курса является практическая интеграция стратегического мышления и деятельности по развитию современной организации в сетевом когнитивном мире, реализуемая с помощью системы лекций и семинаров, а также самостоятельной работы по рекомендуемым материалам. Реализация этого принципа достигается на основе учебного проектирования стратегии развития реальной российской компании командами студентов в составе 5–7 человек, а также подготовки каждым обучающимся индивидуального отчета, объединяющего все разработанные им материалы по курсу. Все слайды презентаций, отражающие результаты командного проектирования должны быть авторскими и содержать фамилии не более трех основных разработчиков. Каждый студент, участвуя в обсуждении результатов работы команд заполняет электронные таблицы обратной связи, включающие его предложения, замечания и оценки (Приложение А). Эти таблицы включаются в индивидуальный отчет по курсу и учитываются в оценке активности обучающегося. Практическая отработка изучаемых тем предполагает, что учебные стратегические команды при выполнении заданий должны быть сфокусированы на собственной диагностике ситуации, выявлении ключевых проблем выбранной компании и разработке «своей» стратегии ее развития, а не на трансляцию официальной стратегии компании с комментариями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • практически освоить эффективные практики стратегического мышления;
  • • сформировать понимание и научиться организовывать стратегический процесс в современной организации на основе контура научения в действии;
  • • практически освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
  • • практически освоить методы сбора информации и анализа ситуации; выявлению ключевой проблемы; формирования замысла; прототипирования и тестирования стратегических решений;
  • • развить системное представление о деятельности организации и реализации стратегии развития в контексте динамичного внешнего окружения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • понимание особенностей и практическое освоение навыков стратегического мышления;
  • • умение создавать видение будущего путем согласования его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами;
  • • умение провести сценарное исследование, организовать мониторинг ситуации и своевременное реагирование на ее значимые изменения;
  • • умение эффективно управлять портфелем бизнесов и обосновывать его диверсификацию и интеграционные решения;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Системное описание бизнеса и стратегической ситуации. Эволюция стратегического управления
  • Тема 2. Стратегический процесс
  • Тема 3. Аудит стратегической ситуации и выявление ключевой проблемы
  • Тема 4. Панорамный стратегический анализ и синтез решений по развитию бизнеса
  • Тема 5. Сценарный подход и цикл научения в динамичном окружении
  • Тема 6. Конкурентное позиционирование и трансформация бизнес-модели. Выбор перспективного направления развития
  • Тема 8. Проектирование операционной модели: от цепочки к циклу адаптивного развития клиентского опыта и сетевым архитектурам. Цифровая трансформация бизнеса
  • Тема 7. Исследование клиентского опыта, проектирование и позиционирование ценностного предложения
  • Тема 9. Опережающее обновление и блиц-масштабирование
  • Тема 10. Системная реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальный отчет
    Выставляется преподавателем по итогам проверки отчета, содержащими слайды, разработанные в процессе выполнения заданий практикумов и таблицы обратной связи по итогам семинаров курса (Приложение А). Индивидуальный отчет предоставляется каждым студентом в электронном виде и в установленном формате не позднее чем за 3 часа до начала экзамена по курсу.
  • неблокирующий Работа в команде
    Оценка за работу в команде проекта является накопительной и выставляется преподавателем по итогам промежуточных (на семинарах) и итоговой (на экзамене) защит презентаций команды с учетом вклада студента в работу команды и его ответов на вопросы (в том числе и адресные) в процессе презентации.
  • неблокирующий Онлайн тестирование
    Онлайн тестирование в формате письменных ответов на специально разработанные вопросы по материалам курса и материалов, рекомендованных к самостоятельному изучению.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.2 * Индивидуальный отчет + 0.2 * Онлайн тестирование + 0.6 * Работа в команде
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство действия : как преодолеть разрыв между планами и их реализацией, Бангей, С., 2020
  • Современный стратегический анализ : учебник, Грант, Р., 2008
  • Эволюция теории стратегического управления : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05, Катькало, В. С., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дизайн - мышление : все инструменты в одной книге, Кемпкенс, О., 2021
  • Конкурентная разведка : как распознавать внешние риски и управлять ситуацией, Джилад, Б., 2010
  • Цифровая трансформация бизнеса : изменение бизнес-модели для организации нового поколения, Вайл, П., 2019