• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Анализ бизнес-циклов и ожиданий

Статус: Курс по выбору (Статистический анализ в экономике)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Китрар Людмила Анатольевна
Прогр. обучения: Статистический анализ в экономике
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина относится к блоку социально-экономических дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой и академической активностью экономистов-аналитиков и статистиков. Основу дисциплины составляют ключевые направления и международный опыт использования индикаторного подхода в практике анализа бизнес-циклов. Значимая часть курса отводится изучению информационных возможностей опережающих композитных индикаторов, включающих результаты обследований экономических тенденций для измерения циклических профилей в макро- и отраслевой динамике экономического развития. Особое внимание уделяется опыту национальных статистических служб и «лучшим практикам» исследовательских организаций различных стран в построении композитных индикаторов бизнес-циклов, производстве и накоплении сводной информации о предпринимательских ожиданиях и намерениях. При наличии у большинства студентов базовых знаний по эконометрике, статистическому анализу и прогнозированию временных рядов, в том числе статистической фильтрации, многофакторным моделям, векторным авторегрессиям, а также макроэкономике, возможны занятия как на начальном, так и промежуточном уровнях подготовки. Материал, изученный в курсе, может быть использован в написании модульных, курсовых работ и магистерской выпускной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Ознакомление студентов с основными теориями и практикой циклического анализа, международными стандартами и базовыми рекомендациями по организации обследований экономических тенденций, построению краткосрочных циклических индикаторов, в том числе опережающего характера. 2. Расширение компетенций студентов по современным исследованиям и опыту совместного использования официальной количественной статистики и обобщающих результатов обследований в датировании циклических фаз и предикт оценках бизнес-циклов. 3. Повышение квалификационных навыков в подготовке исходной статистической информации, получении и экономической интерпретации результатов расчетов, связанных с анализом бизнес-циклов и предпринимательских ожиданий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает циклическую природу динамики экономических переменных. Способен анализировать статистическую информацию о развитии во времени макроэкономических переменных. Знает основные различия циклических колебаний. Знает базовые теории и дефиниции бизнес-циклов. Знает и понимает все современные инструменты измерения бизнес-циклов.
  • Знает и понимает основные принципы построения композитных циклических индикаторов (CCI). Способен использовать на практике методы сжатия размерности переменных и их выбора для включения в CCI.
  • Знает и понимает специфику временных рядов циклических индикаторов, использования эконометрических методов для совместного анализа динамики композитных индексов обследований и референтных статистических показателей, способов моделирования их связи, методов статистической фильтрации в практике построения и использования CCI в анализе бизнес-циклов.
  • Знает и понимает специфику построения CCI на основе объединения количественной статистики и информации обследований экономических тенденций.
  • Знает ключевые особенности построения, использования и распространения альтернативных LCS индикаторов в мире.
  • Знает все ключевые международные и национальные рекомендации по организации обследований экономических тенденций и композитным индикаторам настроений, использованию обобщенных результатов обследований в циклическом анализе и краткосрочном прогнозировании экономической динамики. Умеет пользоваться соответствующими базами данных и знает основные публикации.  Знает и понимает особенности российского опыта в организации обследований деловой активности.
  • Знает и понимает специфику ключевых подходов к построению и использованию CCI в анализе бизнес-циклов, общность и различия индикаторных подходов The Conference Board и NBER, OECD.
  •  Знает и понимает специфику временных рядов циклических индикаторов, использования эконометрических методов для совместного анализа динамики композитных индексов обследований и референтных статистических показателей, способов моделирования их связи, методов статистической фильтрации в практике построения и использования CCI в анализе бизнес-циклов.
  • Знает все этапы циклической идентификации и умеет осуществить на практике детрендирование, сглаживание временных рядов, датировку поворотных точек и агрегацию переменных, оценку качества CCI и визуализацию особенностей его динамики.
  • Способен сделать выбор модели для построения CCI и протестировать циклическую чувствительность отобранных переменных к эталонному ряду. Умеет проводить тренд-циклическую декомпозицию динамики переменных-кандидатов CCI и эталонного ряда.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Теории бизнес-циклов и макроэкономика
  • Тема 2: Общий обзор циклических композитных индикаторов (CCI) для прогнозирования экономической динамики
  • Тема 3: Система композитных опережающих индикаторов (CLI) OECD
  • Тема 4: Общая система UN опережающих, композитных индикаторов и индикаторов настроений (LCS)
  • Тема 5: Обзор альтернативных LCS индикаторов в мире
  • Тема 6: Обследования деловой активности и экономических тенденций, практика конъюнктурных мониторингов и LCS индикаторов в России
  • Тема 7: Рекомендации UN по организации обследований экономических тенденций и композитным индикаторам настроений
  • Тема 8: Индикаторный подход The Conference Board и NBER к построению и использованию CCI в анализе бизнес-циклов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Практическая работа + 0.4 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гребенников, П. И.  Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02562-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437227 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Статистика, Мхитарян, В.С., 2011