• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Кросс-культурная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Прикладная социальная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная социальная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Кросс-культурная психология" является обязательной для студентов магистратуры первого года обучения программы «Прикладная социальная психология». В данном курсе рассматривается применение психологических теорий и подходов к анализу личностного развития, межличностного и межгруппового общения с учетом культурного и социального контекстов. Особое внимание уделяется культурному разнообразию и социально-психологическим подходам к его измерению. Курс способствует овладению навыками, необходимыми для проведения исследований в разных культурах. Курс совмещает лекции, семинары с групповыми обсуждениями результатов современных исследований и работу над практическими заданиями. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 2 модуля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей
  • понимание культурно-психологических факторов, влияющих на развитие личности, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения
  • знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур
  • представление о психологии миграций и аккультурации, а также – о межкультурном взаимодействии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и понимает факторы, влияющие на формирование и развитие этнических групп и культур
  • Студент знает предмет, цель и задачи кросс-культурной и этнической психологии
  • Студент идентифицирует основные теории о связи личности и культуры («Культура и личность», «базовая личность», «Национальный характер»)
  • Студент понимает и определяет механизмы влияния культуры на личность
  • Студент понимает и определяет основные особенности различных этнических групп, основанные на культурной специфике (выраженность «культурных синдромов», групповая идентичность и пр.)
  • Студент понимает и определяет последствия межгруппового взаимодействия различных этнических групп (этноцентризм, стереотипы, предрассудки и пр.)
  • Студент понимает и определяет различные подходы к анализу поведения, основанные на влиянии культуры
  • Студент понимает и определяет этнокультурную специфику вербальной и невербальной коммуникации. Способен сравнивать вербальной коммуникации с позиции культуры
  • Студент понимает особенности разработки тестов интеллекта с учетом культурной специфики
  • Студент понимает сущность трех подходов в кросс-культурной психологии: абсолютизма, релятивизма и универсализма
  • Студент способен выделять сходства и различия в невербальной коммуникации у представителей разных культур
  • описывать общие психологические классификации культур; описывать классификации культур, основанные на ценностях; описывать кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах; описывать сущность культурного шока; описывать сущность и стратегии процесса аккультурации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в кросс-культурную психологию
  • Подходы к измерению культурного разнообразия
  • Культура и познание
  • Культура и личность
  • Культура и общение
  • Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2.1
  • неблокирующий Домашнее задание 2.2
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Итоговый экзамен состоит из тестовых вопросов по темам Кросс-культурной психологии и открытого вопроса, где студентам предлагается решение кейса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2.1 + 0.2 * Домашнее задание 2.2 + 0.4 * Итоговый экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cross-cultural psychology : research and applications, Berry, J. W., 2013
  • Culture and psychology, Matsumoto, D., 2013
  • Кросс - культурная психология : исследования и применение, Берри, Дж. В., 2007
  • Этническая и кросс - культурная психология : учебник для вузов, Лебедева, Н. М., 2011
  • Этнопсихология : практикум: учеб. пособие для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2006
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berry, J. (2016). Comparative analysis of Canadian multiculturalism policy and the multiculturalism policies of other countries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E9CF8B5
  • Berry, J. W. (2017). Mutual Intercultural Relations. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1560357
  • Breugelmans, S. M., Chasiotis, A., & Vijver, F. J. R. van de. (2011). Fundamental Questions in Cross-Cultural Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366256
  • Carolina Țîmbalari. (2019). Dimensions of National Culture – Cross-cultural Theories. Studies in Business and Economics, 14(3), 220–230. https://doi.org/10.2478/sbe-2019-0055
  • Erich H. Witte, Adrian Stanciu, & Klaus Boehnke. (2020). A New Empirical Approach to Intercultural Comparisons of Value Preferences Based on Schwartz’s Theory. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01723
  • Eunkook M. Suh, & Harry C. Triandis. (n.d.). Cultural Syndromes and Subjective Well-being. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E85CB1AF
  • Harry C. Triandis, & Michele J. Gelfand. (1998). Converging measurement of horizontal and vertical individualism and collectivism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21251665
  • Hazel Rose Markus, & Shinobu Kitayama. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F4474DDB
  • Hofstede, G., & Minkov, M. (2010). Long- versus short-term orientation: new perspectives. Asia Pacific Business Review, 16(4), 493–504. https://doi.org/10.1080/13602381003637609
  • Jeffrey Sanchez-burks, Fiona Lee, Incheol Choi, Richard Nisbett, Shuming Zhao, & Jasook Koo. (2003). Conversing across cultures: East-West communication styles in work and nonwork contexts. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2D783024
  • Kavanagh, C., & Yuki, M. (2017). Culture and Group Processes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9C8A4171
  • Liu, S., & Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD7AAB0B
  • Marsella, A. (2012). Psychology and Globalization: Understanding a Complex Relationship. Journal of Social Issues, 68(3), 454–472. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.2012.01758.x
  • Matsumoto, D. R., & Hwang, H. S. (2019). The Handbook of Culture and Psychology (Vol. Second edition). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2126834
  • McCrae, R. R., & Costa, P. T., Jr. (1997). Personality Trait Structure as a Human Universal. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DC271D70
  • Phan, D. T. (2013). Integrating Personality and Coping Styles in Predicting Well-Being Across Cultures. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72BDD79F
  • Richard E. Nisbett, Incheol Choi, Kaiping Peng, & Ara Norenzayan. (n.d.). Copyright 200i by the American Psychological Association, Inc. 0033-295X/01/$5.00 DO1: 10.1037//0033-295X.108.2.291 Culture and Systems of Thought: Holistic Versus Analytic Cognition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8103D79
  • Robert R. Mccrae, & Antonio Terracciano. (2005). Personality profiles of cultures: Aggregate personality traits. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.68D17445
  • Ronald F. Inglehart. (2017). Evolutionary Modernization Theory: Why People’s Motivations are Changing. Changing Societies & Personalities, (2), 136. https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.2.010
  • Sadewo, G. R. P. ( 1 ), Kashima, E. S. ( 1 ), Gallagher, C. ( 2 ), Kashima, Y. ( 3 ), & Koskinen, J. ( 3 ). (n.d.). International Students’ Cross-Cultural Adjustment: Social Selection or Social Influence? Journal of Cross-Cultural Psychology, 51(6), 490–510. https://doi.org/10.1177/0022022120930092
  • Schachner, M. K., van de Vijver, F. J. R., & Noack, P. (2017). Contextual Conditions for Acculturation and Adjustment of Adolescent Immigrants – Integrating Theory and Findings. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CF2D505
  • Takahiko Masuda, Kenichi Ito, Jinju Lee, Satoko Suzuki, Yuto Yasuda, & Satoshi Akutsu. (2020). Culture and Business: How Can Cultural Psychologists Contribute to Research on Behaviors in the Marketplace and Workplace? Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01304
  • Thomas F. Pettigrew. (n.d.). INTERPERSONAL RELATIONS AND GROUP PROCESSES A Meta-Analytic Test of Intergroup Contact Theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5FCBB03
  • Valsiner, J. (2012). The Oxford Handbook of Culture and Psychology. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=826680
  • Yama, H., & Zakaria, N. (2012). Inference and culture : The distinction between low context culture and high context culture as a possible explanation for cultural differences in cognition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt4vn8f7pz