• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Семинар наставника «Человек, социум, государство афро-азиатского ареала как объект кросс-культурных исследований»

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар имеет акцентированную научно-исследовательскую направленность и состоит из серии мастер-классов по основным вопросам работы над научным текстом: определение темы исследования, цели и задач, исследовательского вопроса (если таковой требуется), определение методологического инструментария, сбор и классификация источников и исследований по избранной теме, стиль научно-исследовательского языка на русском, английском и восточном языках, формирование представлений о научном аппарате применительно к различным жанрам исследовательской деятельности. Раскрытие концепции фундированности работы под различными углами зрения в зависимости от жанра и характера работы, формирование навыков «полевых исследований» в сфере востоковедения, использование цифровых методов в гуманитарных исследованиях в целом и в востоковедении в частности. Раскрытие понятий отраслевой и надотраслевой науки, междисциплинарности, мультидисциплинарности, кросс-культурных исследований в различных областях современного научного знания (истории, психологии, социологии, антропологии, других отраслевых наук). Вторым типом занятий в рамках исследовательского трека семинара выступают семинарские занятия, проводимые как в классической форме «вопрос – обсуждение», так и в форме воркшопов, ситуативных игр, решений задач в командных формах работы. Наряду с вышеназванными основными формами, широко распространенной формой работы в рамках семинара остаются индивидуальные консультации с обучающимися, которые проходят на регулярной основе, в ряде случаев, имея не только временной график, но и график обсуждаемых тем, который разрабатывается наставником индивидуально с каждым обучающимся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках курса совместно с наставником осуществляется проектирование личностных образовательных результатов, координация образовательной деятельности по разработке образовательной программы в соответствии с индивидуальным планом студента, объединенного одним семинаром наставника. Студент получает представление о лучших практиках и/или исследованиях, связанных с темой его образовательной траектории. Целями освоения дисциплины является: обучение магистрантов самостоятельному анализу процессов и явлений международной жизни афро-азиатского ареала, а также грамотному оформлению результатов анализа. Курс позволяет магистрантам овладеть навыками анализа природы современной мировой политики, корректного использования теории международных отношений, кросс-культурными подходами в изучении международных отношений, а также подготовки текстов (аналитических записок, эссе, научных статей, КР, ВКР) и устных презентаций в сфере анализа международных отношений и внешней политики отдельных государств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет связь между теориями и методами
  • Формулирует индивидуальные результаты обучения.
  • Выстраивает образовательную траекторию, связанную с карьерой.
  • Определяет шаги, необходимые для достижения основных результатов обучения.
  • Определяет подходящие темы для индивидуальной исследовательской работы, формулирует цели и задачи исследования, составляет соответствующее планирование исследования.
  • Оценивает прогресс в достижении индивидуальных результатов обучения.
  • Оценивает прогресс в достижении ключевых результатов обучения.
  • Способен использовать методологию научного исследования в своей профессиональной деятельности.
  • Способен вести научно-исследовательскую работу по профилю деятельности и в междисциплинарных областях на основе критического осмысления достижений современной науки в своей профессиональной сфере.
  • Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
  • Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.
  • Оценивает релевантность источников.
  • Способен обсуждать написание практико-ориентированных аналитических работ.
  • Обладает навыками презентации своей исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс.
  • 2 курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
    За активность на каждом семинаре дается оценка от 1 до 10 баллов. На каждом семинаре студенты должны принять участие в дискуссии на соответствующую тему, активно задавая вопросы, делая комментарии и аргументирую свое мнение, основываясь на своих знаниях источников и специализированной литературы.
  • неблокирующий Презентация и доклад
    Каждый студент делает как минимум 2 доклада за год обучения (семинары 6 и семинары 12/13 на первом году обучения; семинары 8/9 и семинары 13/14 на втором году обучения). Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Презентация и доклад готовятся по 15 и более источникам, и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Проект курсовой работы (ПКР)
    Проект курсовой работы представляет собой введение к тексту курсовой работы студента 1 курса магистратуры. Объем проекта курсовой работы – до 10000 знаков (включая пробелы).
  • неблокирующий Проект ВКР (ПВКР)
    Проект ВКР представляет собой введение к тексту выпускной квалификационной работы студента 2 курса магистратуры. Объем проекта курсовой работы – до 12000 знаков (включая пробелы).
  • неблокирующий Аннотированная библиография
    АБ работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами), цель которой - составить список основополагающих научных работ по заданной теме с краткой их аннотацией.
  • неблокирующий Рецензия на книгу
    Работа в объеме работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами).
  • неблокирующий Обзор литературы
    Работа в объеме работа в объеме 8000-10000 знаков (с пробелами).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Проект курсовой работы (ПКР) во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Аннотированная библиография во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Участие в дискуссии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Рецензия на книгу в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    1-й год обучения: 1 модуль: МО1 = НОМ1 (100%); 2 модуль: МО2 = НОМ2 (40%) + ЭОМ1 (60%); 3 модуль: МО3 = НОМ3 (100%); 4 модуль: МО4 = НОМ4 (40%) + ЭОМ2 (60%), где: НОМ1 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 1 курса; НОМ2 - Проект курсовой работы (ПКР) во 2 модуле 1 курса; ЭОМ1 - Аннотированная библиография во 2 модуле 1 курса; НОМ3 - Участие в дискуссии в 3 модуле 1 курса; НОМ4 - Презентация и доклад в 4 модуле 1 курса; ЭОМ2 - Рецензия на книгу в 4 модуле 1 курса. Результирующая оценка за 1 год обучения: РО1 = (МО1 + МО2 + МО3 + МО4)/4.
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    2-й год обучения: 1 модуль: МО5 = НОМ5 (100%); 2 модуль: МО6 = НОМ6 (100%); 3 модуль: МО7 = НОМ7 (40%) + ЭОМ 3 (60%), где: НОМ5 - Участие в дискуссии на семинарах в 1 модуле 2 курса; НОМ6 - Проект ВКР (ПВКР) во 2 модуле 2 курса; НОМ7 - Презентация и доклад в 3 модуле 2 курса; ЭОМ3 - Обзор литературы в 3 модуле 2 курса. Результирующая оценка за 2 год обучения: РО2 = (МО1 + МО2 + МО3)/3.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богатуров, А. Д. Международно-политический анализ : монография / А. Д. Богатуров. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–0951–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Боришполец, К. П. Методы политических исследований : учебное пособие / К. П. Боришполец. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-7567-0582-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68672 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Введение в прикладной анализ международных ситуаций : учебник / под редакцией Т. А. Шаклеиной. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-7567-0855-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97261 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Истомин, И. А. Логика поведения государств в международной политике : учебное пособие / И. А. Истомин. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-7567-1085-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169638 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andrey Vladimirovich Shabaga. (2015). International Relations Research Methodology: Realism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.76267B87
  • Eco, U., Farina, G., & Mongiat Farina, C. (2015). How to Write a Thesis. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=963778
  • Luigi Curini, & Robert Franzese. (2020). The SAGE Handbook of Research Methods in Political Science and International Relations. SAGE Publications Ltd.
  • Mulford, M., & Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics. Political Studies, 50(2), 209. https://doi.org/10.1111/1467-9248.00367
  • Stenken, J. A., & Zajicek, A. M. (2010). The importance of asking, mentoring and building networks for academic career success - a personal and social science perspective. Analytical & Bioanalytical Chemistry, 396(2), 541–546. https://doi.org/10.1007/s00216-009-3275-x
  • Алексеева, Т. А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ : учебное пособие / Т. А. Алексеева, А. А. Казанцев. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-7567-0649-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.