• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Европа XVI-XVIII вв.

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Нового времени в мировой истории, особенно в истории Европы, представляет собой время динамики во всех областях жизни и глобальных перемен: в сфере религиозной и финансовой, международных отношений и политических форм. Это время географической, колониальной и культурной экспансии Европы, время процесса модернизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данная дисциплина предназначена для того, чтобы выработать у студентов понимание эпохи Нового времени как ключевого этапа формирования европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии; Сформировать у студентов комплекс знаний о Европе в Новое время, об этапах и конкретных формах развития сообществ и государств в данную эпоху; Сформировать у студентов базовые умения анализировать исторические источники и работать с научной литературой по истории Европы в Новое время, а также навыки междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с понятийным аппаратом дисциплины и базовой историографией
  • знание исторических процессов в Европе XVI в. и их региональной специфики
  • знание основных конфликтных зон в Европе 17 века, причин и последствий военных конфликтов, правителей и военачальников.
  • Знание специфики аграрного развития Европы 17 века
  • Знание специфики развития французского общества и государства в 17 веке.
  • Знать основные идеи и идеологов эпохи Просвещения
  • Знать основные историографические традиции изучения Французской революции
  • Знать основные колониальные империи Нового времени
  • Знать основные события истории Нидерландов и Средиземноморского региона Европы в 17 веке
  • Знать основные черты научной революции 17 века, открытия и их авторов.
  • Знать особенности социально-политического развития Европы 18 века и ее региональную специфику
  • Знать специфику изменений в финансовой и военной сфере 17 века
  • Знать специфику социально-экономического и политического развития Англии 17 века, религиозные причины "Великого бунта", систему взаимоотношений короля и парламента.
  • Знать специфику торговли в Европе 16-18 вв.
  • Уметь анализировать источники по истории Европы Нового времени
  • Уметь анализировать литературу по истории Европы Нового времени
  • Уметь анализировать региональную политику просвещенного абсолютизма
  • Уметь анализировать специфику международных отношений 18 века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие Раннего нового времени
  • XVI век
  • XVII век – эпоха «революций». «Военная революция» и переворот в финансовой сфере.
  • XVII век. «Торговая революция».
  • XVII век. Промышленное и аграрное развитие Европы
  • Войны и международные отношения в XVII веке
  • XVII век. Франция – страна "классического абсолютизма".
  • XVII век. Англия эпохи революций
  • XVII век. «Нидерландское исключение» и стагнация средиземноморских стран.
  • XVII век. Научная революция и инновации в культуре
  • XVIII век. Международные отношения в Европе.
  • Идеология Просвещения
  • XVIII век. Просвещенный абсолютизм и его специфика в Европе.
  • Британское государство и общество XVIII века
  • Колониальные империи в Европе Нового времени
  • Американские колонии и Война за независимость
  • Французское общество XVIII: путь к Революции?
  • Старое и новое в повседневной жизни людей XVIII в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    Отработка семинарского занятия - по согласованию с преподавателем, в письменной форме. Отработать можно не более трех семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине. Проходит не позднее, чем за 2 недели до экзамена. В том случае, если студент обучается он-лайн, то он сдает письменные работы по материалам семинарских занятий по согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины
    Рецензия на статью (англоязычную) из ведущего зарубежного журнала по теме Европа 16-18 вв.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два вопроса, один из которых связан со знанием источников и историографических концепций. Итоговая оценка за экзамен складывается как средняя арифметическая за ответы на два вопроса (один вопрос общего характера, второй – на знание источников и литературы). Округление – к ближайшему целому. Процедура пересдачи предусматривает возможность заданий с измененными формулировками. В том случае, если студент обучается он-лайн, экзамены и пересдачи проходят дистанционно. В этом случае, получив вопрос, студент сразу начинает свой ответ по нему. Затем - по второму вопросу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины + 0.3 * Семинарские занятия + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Айсина, Ф. О., 1997
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Пространство и Время, (4 (10)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14493840
  • История экономики : учебник для вузов, Конотопов, М. В., 2001
  • История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009555-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/446864

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McKinney, D., & Shepard, K. (2018). Western Civilization Since 1648 (EGA). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09146FC
  • АПРЫЩЕНКО ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ. (2016). Шотландская империя британской нации: колониальная деятельность и шотландская национальная идентичность в XVIII-XIX вв. Гуманитарные и Юридические Исследования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16911334
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F944B42
  • Герье, В. И. Идея народовластия и французская революция 1789 года / В. И. Герье. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 580 с. — ISBN 978-5-507-39381-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/49370 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
  • История международных отношений : учебник для акад. бакалавриата, Батюк, В. И., 2016
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 1999
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2000
  • Каневский, П. (2012). Для Порядков И Правления Государства (Комментарий К Политическому Завещанию Кардинала Герцога Де Ришельё). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3FCEC72
  • Луначарский, А. В. Оливер Кромвель / А. В. Луначарский. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 44 с. — ISBN 978-5-507-40753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51659 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • МИНАКОВ С.Т. (2015). Маршал Тюренн и гугенотская партия во внутриполитической борьбе во Франции в 1643 г. Ученые Записки Орловского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и Социальные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16378951
  • Мисюров, Н. Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 48 с. — ISBN 978-5-9765-1231-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Обжигайлов, Т. А. (2015). Уменье управлять государством – реформы Ришелье (1624–1642). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DEEF5
  • Попова, Е. (2012). Идейные основы гегемонистских устремлений французского абсолютизма в XVII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BF7E66C
  • ТИШАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, & ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2016). Кризис И Трагедия Континента. Тридцатилетняя Война (1618-1648) В Событиях И Коллективной Памяти Европы / Науч. Ред. И Сост. Ю. Е. Ивонин И Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1635E096
  • Шаповалова, Е. (2012). Гендерный Аспект Монастырской Реформы Во Франции: Позиция Кардинала Ришелье. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86D10F5A