• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Линейная алгебра (углубленный курс)

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Линейная алгебра» не требует какой бы то ни было предварительной математической подготовки сверх обычной программы средней школы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Математический анализ 2. Микроэкономика 3. Макроэкономика 4. Теория вероятностей и математическая статистика 5. Эконометрика 6. Дифференциальные и разностные уравнения 7. Методы оптимальных решений В результате изучения дисциплины студент должен знать: точные формулировки основных понятий, уметь интерпретировать их на простых модельных примерах; в том числе, свободно использовать координатный, векторный, матричный или операторный способ записи математических соотношений; общие теоремы о структуре множества решений систем линейных, уметь применять специальные методы построения таких решений; свойства основных числовых характеристик матриц: определитель, ранг, размерность пространства строк и столбцов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем аналитической геометрии и линейной алгебры, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, насыщенных векторными, матричными и операторными обозначениями
  • Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в линейной алгебре конструкции
  • Научить слушателей давать геометрическую интерпретацию многомерным объектам и строить аналитическое описание геометрическим соотношениям
  • Продемонстрировать возможность бескоординатного описания линейных и квадратичных функций, подготавливая переход к изучению функционального анализа
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен понять связь элементов точечного пространства с элементами соответствующего векторного пространства. Связь и различие понятий базиса векторного пространства и системы координат аффинного пространства. Уметь записывать уравнения линейных отображений, знать геометрические свойства таких отображений. Проверять свойства аффинности и изометричности отображения. Понимать свойства проекций на плоскость объектов трехмерного пространства
  • Студенты должны знать о взаимно однозначном соответствии симметричных билинейных форм и квадратичных форм, владеть навыком проверки знакоопределенности квадратичных форм с помощью главных миноров её матрицы. Знать закон инерции для квадратичных форм
  • Студенты должны знать о сходстве и различии свойств арифметических операций над числами и матрицами. Уметь записывать системы линейных уравнений в матричной форме. Знать критерий существования обратной матрицы, методы вычисления обратных матриц через матрицу алгебраических дополнений и с помощью элементарных преобразований. Уметь записывать матрицы перехода
  • Студенты должны знать определение линейного оператора, уметь записывать матрицу линейного оператора в конечномерном пространстве, применять преобразование матрицы линейного оператора при замене базиса
  • Студенты должны знать определение собственные векторов и собственных значений линейного оператора, уметь вычислять их с помощью характеристического многочлена линейного оператора. Приводить матрицы линейного оператора к диагональному виду
  • Студенты должны знать различные определения ранга матрицы и теорему о равенстве всех таких числовых характеристик матриц. Уметь вычислять ранг матриц непосредственно через миноры матрицы и с помощью элементарных преобразований. Знать критерий линейной независимости системы строк (столбцов). Свойства ранга и определителя произведения матриц
  • Студенты должны знать свойства самосопряженных операторов в евклидовом пространстве, их матриц, собственных векторов и собственных значений. Уметь представлять квадратичные формы в виде скалярного произведения $$\langle \varphi(x), x \rangle$$ с соответствующим самосопряженным оператором. Владеть навыком построения ортонормированного базиса, относительно которого квадратичная форма имеет канонический вид
  • Студенты должны освоить линейные элементы аналитической геометрии: свойства уравнений прямых (на плоскости и в пространстве) и уравнений плоскостей. Понимать как эти свойства связаны со свойствами векторов в соответствующих векторных пространствах. Уметь применять критерии параллельности и перпендикулярности прямых или плоскостей
  • Студенты должны уметь вычислять определитель разложением по строке или столбцу с учетом упрощения матрицы определителя с помощью элементарных преобразований. Знать приложение определителей для построения по координатам двух точек уравнения прямой, по координатам трех точек уравнения уравнения плоскости.
  • Студенты должны уметь вычислять угол между элементами евклидовых пространств. Вычислять ортогональную проекцию вектора на подпространство, строить ортонормированный базис ортогонализацией произвольного базиса. Знать свойства матрицы скалярного произведения в ортонормированном базисе и матрицы перехода от одного ортонормированного базиса к другому. Уметь интерпретировать метод наименьших квадратов как построение ортогональной проекции.
  • Студенты должны уметь записывать системы линейных уравнений и описывать множества их решений в векторной форме. Применять ранг матриц системы и расширенной матрицы системы для исследования совместности системы и вычисления размерности пространства решений соответствующей однородной системы. Уметь выделять подходящий ненулевой минор в матрице системы для разделения неизвестных на главные и свободные
  • Студенты должны уметь находить размерность и базис конечномерного пространства, координаты вектора относительно заданного базиса.
  • Студенты должны уметь применять элементарные преобразования матриц для приведения матриц к ступенчатому виду. Описывать общее решение системы линейных уравнений, давать геометрическую интерпретацию таким системам и множеству их решений
  • Студенты должны уметь проверять является ли заданное множество с двумя операциями линейным пространством, исследовать линейную зависимость систем элементов линейного пространства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Преобразования матриц и системы линейных уравнений
  • Определитель
  • Ранг матрицы
  • Линейные операторы
  • Линейные пространства
  • Алгебра матриц
  • Структура множества решений системы линейных уравнений
  • Линейные, билинейные и квадратичные формы
  • Элементы аналитической геометрии
  • Евклидовы пространства
  • Самосопряженные операторы
  • Аффинные пространства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа №1 состоит из 7 заданий. По решению задач 1,2,3,4 определяется оценка за Кр1, а по решению задач 5,6,7 можно получить "бонус": за успешное решение любой из этих задач Кр соответствующая задача экзамена считается полностью решенной. Для активизации бонуса необходимо набрать за Кр1 не менее 6 единиц. При этом за успешное решение каждой из задач 1, 4 выставляется 2 балла, за успешное решение каждой из задач 2, 3 выставляется оценка 3 балла.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольная работа №2 состоит из трех заданий, последнее из которых имеет шесть компонентов. Полное решение заданий или компонентов оценивается в условных единицах как 1;1;2;2;2;0,5;0,5 соответственно. В случае неполного решения оценка может дробиться. Первичное количество условных единиц (N), полученное студентом на контрольной работе, переводится в итоговую десятибалльную оценку по правилу: N=0 - 0 0<N<1,5 - 1 1,5≤N<3 - 2 3≤N<4,5 - 3 4,5≤N<5,5 - 4 5,5≤N<6 - 5 6≤N<7 - 6 7≤N<8 - 7 8≤N<9 - 8 9≤N<9,5 - 9 9,5≤N≤10 - 10. Если итоговая оценка ≥6, то студент освобождается от решения задачи экзамена с номером 10 (получает заранее условную единицу за задачу).
  • неблокирующий Домашнее задание №1
    Домашнее задание №1 состоит из восьми заданий. Полное решение заданий 2,3 оценивается в две условные единицы, а остальных заданий - в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. Сумма условных единиц, полученная студентом за домашнее задание, переводится в итоговую десятибалльную оценку по обычным правилам округления.
  • неблокирующий Домашнее задание №2
    Домашнее задание №2 состоит из двух групп заданий. Полное решение всех заданий первой группы оценивается в 5,5 условных единиц (1.1[0,2], 1.2[0,5], 1.3[0,3], 1.4[5]). Полное решение всех заданий второй группы оценивается в 4,5 условных единиц (2.1[1], 2.2а[0,5], 2.2б[1], 2.3[0,5],2.4а[0,5], 2.4б[1]). В случае неполного решения оценка может дробиться. Сумма условных единиц, полученная студентом за домашнее задание, переводится в итоговую десятибалльную оценку по обычным правилам округления.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Экзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. Сумма условных единиц (N), полученная студентом на экзамене, переводится в итоговую десятибалльную оценку по правилу: N=0 - 0 0<N<1,5 - 1 1,5≤N<3 - 2 3≤N<4,5 - 3 4,5≤N<5,5 - 4 5,5≤N<6 - 5 6≤N<7 - 6 7≤N<8 - 7 8≤N<9 - 8 9≤N<9,5 - 9 9,5≤N≤10 - 10.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.05 * Домашнее задание №1 + 0.05 * Домашнее задание №2 + 0.1 * Контрольная работа №1 + 0.1 * Контрольная работа №2 + 0.7 * Экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Линейная алгебра : учебник и практикум для бакалавров, Бурмистрова, Е. Б., 2014
  • Линейная алгебра, дифференциальное исчисление функций одной переменной : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
  • Сборник задач по математике для ВТУЗов: в 4 ч.. Ч.1: Линейная алгебра и основы математического анализа, Болгов, В. А., 1993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия : учебник для вузов, Ильин, В. А., 2012