• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Основы научных исследований в географии"

Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 14

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Научно-исследовательский семинар» входит в группу входит в группу предметов по выбору и доступен студентам всех трех специализаций программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Целью освоения дисциплины является выработка умения работать над исследовательским проектом в команде по сформированному плану, презентовать результаты исследования. Успешное освоение дисциплины позволит студентам ставить актуальный исследовательский вопрос на основе анализа состояния исследовательского поля, формировать план исследования по заданному исследовательскому вопросу, подбирать релевантные методы и источники данных. Знания, полученные студентами в рамках изучения курса будут применяться, в частности, для подготовки выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с методами исследовательской работы
  • получение навыков самостоятельной работы с научной литературой, ее критического разбора и реферирования
  • выработка умения поставить актуальный исследовательский вопрос на основе анализа современного состояния исследований данной темы
  • получение навыков выделения актуальных научных направлений-школ и критического анализа взглядов их ключевых представителей
  • выработка умения формировать план географического исследования по заданному исследовательскому вопросу
  • выработка умения работать над исследовательским проектом в команде по сформированному плану, презентовать результаты исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает структуру построения научного исследования Умеет подобрать адекватные созданной концептуализации методы и источники данных Умеет составлять план исследования
  • Знает типы источников данных для географических исследований, умеет находить и оценивать полноту и качество данных, комбинировать разные типы данных для решения задач
  • Ориентируется в структуре научных публикаций (издательства, базы данных научных статей, препринтов и т.д.) Умеет составлять список литературы по заданной теме
  • Умеет выполнять исследование в команде по составленному плану Умеет анализировать полученные результаты, представлять их в различных видах
  • Умеет писать обзоры-рефераты работ по заданной теме Умеет выделять ключевые актуальные исследовательские вопросы в заданном предметном поле, критически рассматривать взгляды и подходы разных авторов и школ к их изучению
  • Умеет строить концептуальную схему объекта исследования, оценить эффективность и плодотворность полученной концептуальной модели объекта исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источниковедение
  • Проблематизация и концептуализация объекта исследования
  • Работа с научной литературой
  • Планирование исследования
  • Проведение исследования, презентация результатов
  • Научное реферирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинаре Текущий контроль на семинарах ведется в форме оценки ответов студентов на предлагаемые им вопросы по изучаемым темам и источникам, качества их вопросов преподавателям. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) ответы на вопросы, 2) активное участие в обсуждении, 3) инициативные предложения по дополнительному освещению тем и подтем. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее оценка считается как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни, то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
    Выполняется вне аудитории, сдается в электронном виде. По выбранной теме студент готовит обзор доступных источников, включающий в себя описание структуры данных, временного и территориального охвата, режимов доступа. Работа должна содержать в себе описание как минимум одного источника каждого типа (статистических, альтернативной статистики, данных ДЗЗ, полевых, литературных и иных, если применимо). Общая оценка за работу выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
    Выполняется вне аудитории, сдается в электронном виде. По выбранной теме студент готовит список ключевых журналов и список ключевых публикаций. Список публикаций должен включать в себя все публикации по теме в выделенных журналах за последние 5 лет, а также наиболее цитируемые публикации по теме (в т.ч. книг, аннотаций), найденные студентом при помощи агрегаторов. Общая оценка выставляется по 10-балльной шкале и включает оценивание полноты охвата материала и корректности оформления библиографических ссылок.
  • неблокирующий Реферат
    Выполняется вне аудитории, сдается в электронном виде. На основе составленного ранее списка публикаций студент готовит критический обзор актуальных исследований по выбранной теме. В обзоре исследования должны быть сгруппированы по подходу к объекту исследования, применяемым методам и ключевым теоретическим построениям. Общая оценка выставляется по 10-балльной шкале и включает оценивание полноты охвата материала, структуры реферата, стилистики, грамматики и оформления текста и ссылочного аппарата.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 3
    Студенты разбиваются на несколько групп, далее работающих с конкретным объектом (или типом объектов) исследования (по предложению студента утверждается преподавателем до начала выполнения работы). На основе проведенной работы по анализу существующей литературы студент предлагает концептуализацию выбранного объекта исследования. Описание сдается в текстовом виде (возможны графические элементы) и включает в себя собственно описание концептуальной модели и теоретической основы, на которой она построена, а также возможной операционализации. Общая оценка выставляется по 10-балльной шкале и включает оценивание корректности интерпретации положений теории применительно к выбранному объекту и корректности предлагаемой операционализации.
  • неблокирующий Участие в дебатах
    В виде коротких выступлений студенты презентуют разные варианты концептуализации объекта исследования, взаимно критикуя слабые стороны каждой из них и предлагая способы их преодоления. Итогом становится выбор лучшей концептуализации в группе или формирование новой на основе предложенных участниками. Общая оценка выставляется по 10-балльной шкале и включает в себя оценивание качества презентации собственной концептуализации, участия в обсуждении предложений других участников группы и выработке итоговой концептуализации.
  • неблокирующий Работа в группе
    На основе полученной после дебатов концептуализации проектная группа готовит план исследования. Общая оценка выставляется по 10-балльной шкале и включает в себя оценивание проработанности этапов исследования, адекватности выбранных методов концептуализации исследования, проработанности использования результатов каждого этапа для конечного материала. Оценка выставляется проектной группе в целом.
  • неблокирующий Проведение исследования и презентация его результатов
    Итоговый контроль проводится в форме презентации результатов исследования и ее открытой защиты. По составленному ранее плану проектная группа проводит исследование анализирует полученные результаты и готовит презентационные материалы, которые включают в себя текстовый отчет (с графикой внутри или в виде графического приложения, не более 40 тыс. знаков, обязательно наличие карт, желательно наличие графиков, таблиц, картоидов и других графических приемов изображения результатов) и презентацию в формате слайд-шоу (может включать в себя элементы анимации, видео и другие способы представления результатов). Слайд-шоу представляется одним или несколькими участниками исследовательского коллектива, которые должны также ответить на вопросы. Итоговая оценка складывается из оценки за отчет (0,1, включает оценку структуры, содержания и оформления), слайд-шоу (0,1, включает оценку структуры, содержания и оформления) и доклада (0,1, включает оценку собственно выступления и ответов на вопросы). Оценка выставляется проектной группе в целом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.3 * Проведение исследования и презентация его результатов + 0.1 * Работа в группе + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Реферат + 0.1 * Самостоятельная работа 1 + 0.1 * Самостоятельная работа 2 + 0.1 * Самостоятельная работа 3 + 0.1 * Участие в дебатах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Miles Ogborn, Alison Blunt, Pyrs Gruffudd, & David Pinder. (2003). Cultural Geography in Practice. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tickell, A. (2007). Politics and Practice in Economic Geography. SAGE Publications Ltd.