• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар «Основы правового регулирования Big Data»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины «Основы правового регулирования Big Data» у обучающихся будет сформировано представление о сущности понятия больших данных, в том числе как о правовой категории, а также о правовом режиме и возможностях применения феномена Big Data в различных сферах: в качестве ресурса государственного и социального управления, в бизнесе и т.д. Особое внимание будут уделено исследованию международного подхода к правовому регулированию применения Big Data и изучению основ национального регулирования Big Data.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование у студентов мышления, основанного на использовании новейших цифровых технологий в сфере больших данных, которые активно способствуют развитию экономики, политики, права, государства, а также представления о правовом статусе данных категорий в Российской Федерации и за рубежом с учетом вопросов обеспечения национальной безопасности. В частности, курс направлен на получение бакалаврами: ·понятия сущности категории данные, их наполнение как правовой категории, а так же особенностей феномена Big Data и подходов к их определению; ·знаний относительно методик сбора и применения Big Data как технологии; ·понятия о возможностях и сферах применения технологии Big Data, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности ·сведений относительно правового режима данных и Big Data в российском праве; ·знаний о различных международных подходов к правовому регулированию применения технологии Big Data; базовых знаний для решения основных проблем, возникающих в правоприменительной практике по делам, связанным с большими данными. ·получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности; формирование знаний, навыков и умений, необходимых для применения закона для защиты различных видов данных, включая пользовательские данные.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • Анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в области правового регулирования данных и Big Data
  • Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере данных и Big Data
  • Письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах, с учетом возможностей использования технологии Big Data в связи со сбором, хранением, распространением информации, аналитики данных, защитой информации, обеспечением ее конфиденциальности с учетом требований действующего законодательства
  • Проектировать правовые нормы для различных уровней нормотворчества в сфере применения технологий Big Data с учетом требований информационной безопасности
  • Анализировать пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения в правоотношениях, осложненных применением технологии Big Data
  • Аргументировать принятие нормативного решения и выявлять последствия его реализации в сфере применения технологий больших данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сущность понятий данных и Big Data
  • Правовое регулирование правоотношений в сфере больших данных
  • Тенденции развития законодательства в сфере больших данных в России
  • Тенденции развития законодательства в сфере больших данных за рубежом
  • Сферы применения больших данных, в том числе и в аспекте обеспечения национальной безопасности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Выполнение практического задания 1
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме. Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–5 страниц, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Выполнение практического задания 2
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. Студентам будет предложен практический кейс. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.2 * Активность + 0.4 * Выполнение практического задания 1 + 0.4 * Выполнение практического задания 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под общ. ред. Блажеева В.В., Егоровой М.А. - Цифровое право. Глоссарий понятий - 978-5-392-31086-9 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43382 - 43382 - PROSPECT

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Арутюнова Тамара Робертовна