• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Становящаяся взрослость

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Становящаяся взрослость (emerging adulthood) — это период жизни, выделенный относительно недавно в связи с увеличением продолжительности жизни и замедлением психологического развития. Термин введен Дж. Арнеттом в 2000; период начинается в позднем подростковом возрасте и продолжается до 30 лет. Наибольшее количество событий и, соответственно, больше всего исследований посвящено промежутку от 18 до 25 лет, который маркирует так называемый кризис первой четверти жизни. Итогом проживания этого кризиса является уточнение ожиданий человека относительно карьеры и личных (романтических) отношений. В предлагаемом курсе будут обсуждены социально-демографические предпосылки отделения данного периода от подросткового возраста, с одной стороны, и ранней зрелости, — с другой, возможные траектории его проживания, основные конфликты, кризисы, вызовы и риски, присущие возрасту, а также способы выхода из трудных жизненных ситуаций. Курс сочетает академическое знание с выраженной прикладной ориентацией: по окончании этого курса предполагается, что студенты будут не только планировать и осуществлять исследования группы взрослеющей молодежи, но также получат навыки рефлексии возрастных трудностей и самопомощи и смогут разрабатывать программы психологической поддержки и интервенций, направленных на гармоничное проживание этого периода жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с периодом становящейся взрослости (emerging adulthood) как стадией жизненного пути, промежуточной между подростковым возрастом и состоявшейся взрослостью (established adulthood), с учетом специфики развития идентичности, социальных отношений, типичных рисков, уязвимостей и ресурсов, с акцентом на роли культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать различия между разными типами привязанности и сепарации; знать основные теории любви, понимать динамику позитивных отношений
  • Ориентироваться в области концептов психологического благополучия; знать основные уязвимости представителей становящейся взрослости, знать основные трудные жизненные ситуации учащейся молодежи
  • Понимание места периода становящейся взрослости в контексте разных периодизаций развития; задач развития этого возраста; психологических качеств (поведения, идентичности), появляющихся в этом возрасте
  • Понимать специфику профессиогенеза в период становящейся взрослости; знать основные термины (life-calling, жизненная позиция); быть осведомленным об особенностях жизненной траектории в случае ранней карьеры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становящаяся взрослость (emerging adulthood) в контексте жизненного пути
  • Социальные отношения
  • Профессия и призвание
  • Психологическая устойчивость и ее нарушения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа по темам 1-2 в виде теста, предъявляемого онлайн. Включает 20 пунктов; время выполнения – 20 минут. Время проверки – три дня.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен включает в себя подготовку и ответ на 1 теоретический и 1 практико-ориентированный вопрос. Преподаватель оценивает работу студента, основываясь на демонстрируемых им знаниях по первому и второму теоретическим вопросам. Каждый из ответов оценивается по 10-балльной системе с учетом нижеследующих критериев. Общая оценка за экзамен представляет собой среднюю оценку по двум вопросам. На подготовку студенту дается не менее 20, но не более 30 минут. По решению преподавателя могут задаваться дополнительные вопросы по материалу, близкому к вопросам билета. Если студент допускает большое количество неточностей при ответе, то ставится низшая из альтернативных оценка (например, 6, а не 7). Если студент отказывается отвечать на выбранный им билет и делает вторую попытку выбрать более удачный билет, оценка за экзамен автоматически понижается на один балл.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Критерии оценки присутствия на занятиях Оценка Критерий (количество часов присутствия) «Отлично»: 10 38-40 «Отлично»: 9 34-36 «Отлично»: 8 26-32 «Хорошо»: 7-6 20-24 «Удовлетворительно»: 5-4 14-18 «Неудовлетворительно»: 3 8-12 «Неудовлетворительно»: 2 меньше 8 Внимание! Может быть компенсировано конспектами не более чем 2 лдекции (4 часа).
  • неблокирующий Творческое задание 1 (ТЗ1)
    Просмотр самостоятельно выбранного художественного фильма по теме «Emerging adulthood” с последующей письменной рефлексией представленной в нем проблемы и предложением интервенции для решения проблемы. Письменное эссе должно содержать 1-2 страницы текста (до 8 000 знаков) с разделами: идентификация проблемы; гипотезы относительно ее появления; предложения относительно интервенции для решения проблемы. Необходимое условия зачета данной работы – представление неоцениваемого доклада на семинаре. Доклад делается в первом модуле, а эссе сдается в течение учебной недели с 14 по 19 ноября. Нарушение дедлайна допустимо только в случае подтвержденной уважительной причины.
  • неблокирующий Творческое задание 2 (ТЗ2)
    Narrative identity paper – описание собственного опыта яркого переживания, относящегося к изучаемому периоду, с последующим контент-анализом и рефлексией. Описание не должно превышать двух страниц (8000 знаков). Контент-анализ должен быть осуществлен по схеме из материала, предложенного преподавателем. Затем будет нужно идентифицировать изменение взгляда на первоначально представленный опыт и отметить, что изменилось в его восприятии. Творческое задание выполняется и сдается на неделе с 5 по 10 декабря включительно; обсуждение деталей выполнения задания при необходимости будет происходить на асинхронной консультации.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольная работа по темам 3-4 в виде теста, предъявляемого онлайн. Включает 20 пунктов; время выполнения – 20 минут. Время проверки – три дня.
  • неблокирующий Дополнительное сверхсложное задание
    Выполняется факультативно студентами, которые хотели бы повысить свою отличную оценку 8 до 9-10 баллов. Задание выполняется за две недели до подведения итогов (2-3 дня после последнего занятия) теми студентами, которые уверенно идут к накопленной 8. Если студент по итогам обучения не получил накопленную оценку 8, то дополнительное сверхсложное задание не засчитывается, даже если оно выполнено качественно. Предлагается сделать следующую работу: выбрать тему, которая не входила в число проработанных на лекциях/семинарах или была представлена поверхностно. Представить себе, что эту тему необходимо ввести в программу. Найти не менее 5 убедительных русскоязычных или иностранных источников (учебников или статей из авторитетных журналов) и придумать оценочное средство с разработкой критериев оценивания. В случае качественного выполнения этого задания и при условии, что без него студент получит автоматом 8, по решению преподавателя ему будет поставлена оценка 9 или 10.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Оокончат= 0,8*(0,2*Отест1+0,2*Отест2+0,2*Отз1+0,2*Отз2+0,2*Оауд)+0,2*Оэкз Внимание! При любых показателях успеваемости оценка автоматом составляет 8 баллов (даже в том случае, если при арифметическом подсчете это значение оказывается выше). Однако! Студент может повысить свою оценку, выполнив факультативное сверхсложное задание за две недели до подведения итогов (2-3 дня до последнего занятия) в том случае, если он уверенно идет к накопленной оценке 8 баллов. Если студент по итогам расчета накопленной оценки не получил 8 баллов, то сверхсложное задание не засчитывается, даже если оно выполнено качественно. Предлагается выбрать тему, которая не входила в число проработанных на лекциях/семинарах, или была представлена поверхностно. Представить, что эту тему необходимо ввести в программу. Найти не менее 5 убедительных зарубежных или русскоязычных источников (статей, монографий, учебников) и придумать оценочное средство с критериями оценивания. При условии, что и без выполнения сверхсложного задания студент получил бы автоматом 8, по решению преподавателя ему будет выставлена оценка 9 или 10. Критерии оценивания. Существует три варианта оценивания. Студент получает 0 (не засчитывается), если задание выполнено позже, чем за две недели до подведения итогов; если источники подобраны из малоавторитетных изданий; если тема не имеет академического или прикладного значения; если оценочное средство неадекватно. Дельта 9 (накопленная корректируется до 9, +1 балл) - тема интересна, академична, имеет прикладное значение, источники дают представление о предмете, но оценочное средство дискуссионно (может вызвать сомнения в справедливости оценки). Дельта 10 (накопленная оценка корректируется до 10, +2 балла) - тема интересна, академична, имеет прикладное значение, источники дают исчерпывающее представление о предмете, оценочное средство ясно и однозначно и не вызывает сомнений в справедливости оценки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adolescence and emerging adulthood : a cultural approach, Arnett, J. J., 2012
  • Key concepts in youth studies, Cieslic, M., 2014
  • Romantic relanionships in emerging adulthood, , 2011
  • Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adolescence and youth : psychological development in a changing world, Conger, J. J., 1973
  • Globalization, uncertainty and youth in society, , 2008
  • Handbook of youth and young adulthood : new perspectives and agendas, , 2009
  • Lost generation? : new strategies for youth and education, Allen, M., 2010
  • Youth studies : fundamental issues and debates, Cote, J., 2014
  • Призвание : как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии, Робинсон, К., 2010