• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Основы программирования на Python

Статус: Курс обязательный (Кинопроизводство)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Язык программирования Python является одним из самых простых в освоении и популярных языков программирования. Данный язык является мощным инструментом анализа данных и может повысить эффективность практически любой деятельности в науке и индустрии. С помощью языка Python можно автоматизировать рутинные операции и обрабатывать объемы данных, на несколько порядков превышающие объемы, доступные для обработки вручную или с помощью электронных таблиц. Данный курс направлен на формирование компетенций в области понимания кода и написания собственных программ. В нем будут рассмотрены темы, которые необходимы для успешного освоения базовых типов данных и синтаксических конструкций Python, а также для подготовки к независимому экзамену по программированию начального и базового уровня. Дисциплина реализуется с помощью учебника «Python как иностранный» https://edu.hse.ru/course/view.php?id=133389
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основами языка программирования Python, достаточными для понимания чужого кода и реализации собственных несложных программ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Создавать переменные, считывать информацию в переменные, обращаться к переменным.
  • Работать со строками, применять индексацию и форматирование строк.
  • Понимать ошибки, выданные программой, и исправлять их.
  • Находить ошибки в чужом коде и исправлять их.
  • Использовать логический тип данных, операторы сравнения, логические операторы.
  • Писать собственные условные конструкции.
  • Использовать циклы для обработки повторяющихся действий, прекращать работу цикла по условию.
  • Использовать циклы для перебора последовательностей.
  • Понимать логику работы цикла.
  • Различать изменяемые и неизменяемые типы данных, понимать, какие методы работают с ними.
  • Проводить операции над множествами, содержательно интерпретировать результаты.
  • Создавать словарь и добавлять в него информацию, осуществлять поиск по словарю.
  • Хранить и обращаться к данным внутри вложенных структур.
  • Сортировать последовательности, сортировать словари по ключам и по значениям.
  • Импортировать готовые функции и применять их.
  • Писать собственные функции и применять их.
  • Находить ошибки в чужих функциях и справлять их.
  • Открывать и создавать текстовые файлы.
  • Считывать, обрабатывать и анализировать информацию из файлов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в программирование. Основные типы данных. Создание переменных. Основные ошибки.
  • Логический тип данных. Условные конструкции.
  • Цикл while. Операторы break и continue. Использование else в цикле.
  • Цикл for. Списки и кортежи. Функция map()
  • Методы строк и списков. Срезы.
  • Множества. Операции над множествами. Методы множеств.
  • Словари. Методы словарей. Вложенные структуры данных.
  • Сортировки, функция .sorted().
  • Работа с функциями.
  • Работа с текстовыми и табличными файлами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    - По содержанию заданий аналогичен независимому экзамену, т.к. дисциплина-пререквизит готовит к сдаче НЭ. - Резервных дней для экзамена не предусмотрено. - Если дисциплина реализуется очно, то - экзамен проводится в очном формате; - во время написания экзамена разрешено использование среды программирования из белого списка (https://sphenoid-aluminum-1ba.notion.site/2c05955636ca42b0b65b798286992e5e?pvs=4) и методического материала (https://edu.hse.ru/pluginfile.php/2690546/mod_label/intro/INTERM_CheatSheetPython.html) - Студенты должны иметь при себе студенческий билет, который преподаватель может проверить для идентификации личности студента.
  • неблокирующий Активность на лекциях / семинарах
    1. Активность на семинарах предусматривает ответы на вопросы преподавателя, участие в решении задач по каждой теме. Оценка за активность выставляется, если на семинарах не запланирована другая форма текущего контроля, которая длится 40 минут и более. Оценку 10 за активность можно получить за участие в N-3 семинарах, где N — все количество семинаров. 2. Активность на лекциях предусматривает участие в мини-тестах, которые проводятся на лекциях, если на них не запланирована другая форма текущего контроля. Мини-тесты проводятся на платформе SmartLMS в конце каждой лекции. В каждой викторине может быть от 3 до 5 вопросов, длительность — не более 10 минут. Вопросы могут быть как с одним вариантом ответа, так и с несколькими.
  • неблокирующий Проект и защита проекта
    Выполняется в группах из 3 человек. Проект представляет собой написание корректно работающей программы прикладного назначения с последующей обязательной устной защитой в виде презентации. Защиты проводятся с помощью ассистентов. Если студент по итогам защиты не доволен оценкой, то повторную защиту проводит преподаватель. Если преподаватель выявляет факт подлога, то на команду студентов, выполнявших проект, составляется служебная записка.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится после изучения темы “Словари” и содержит задания по пройденным темам. Длится 80 минут, проводится в SmartLMS. Задания представляют собой написание кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных. Со штрафным режимом в 10% за каждую неверную попытку. С каждой неверной попыткой штраф увеличивается еще на 10%. Примеры заданий аналогичны примерам самостоятельных работ. Демоверсия контрольной работы размещается в открытом доступе не позднее семи дней до активности.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    На курсе предусмотрено 4 самостоятельных работы, рассчитанных на 20-30 минут. Работы размещаются на платформе SmartLMS и проводятся либо в конце, либо в начале лекции / семинара. Подробнее о дате, времени, точном количестве и темах заданий оповещает преподаватель не позднее, чем за неделю до активности. В каждой работе 2-3 задания на написание собственного кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    min(ОКРУГЛ(0.9 * (0.2 * КР + 0.2 * Экзамен + 0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.3 * Проект и защита)); 8) Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lutz, M. (2008). Learning Python (Vol. 3rd ed). Beijing: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=415392

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vanderplas, J. T. (2016). Python Data Science Handbook : Essential Tools for Working with Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1425081