• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Лингвистика в задачах

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Один из наиболее эффективных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира; к полученному новому знанию при необходимости даётся комментарий преподавателя, освещающий проблему более глубоко. Предлагая слушателям самим решать несложные лингвистические задачи, мы представим нелингвистам основные понятия науки о языке. Будут рассмотрены ключевые разделы лингвистики (фонетика, морфология, синтаксис, семантика), а также некоторые более частные вопросы (системы числительных, письменность). Кроме того, мы поговорим о языковом разнообразии мира и о родстве языков, сравнивая русский язык с близко родственными ему славянскими языками. Решение самодостаточных лингвистических задач является одним из наиболее эффективных способов приобщения людей к лингвистике. Первые образцы жанра были опубликованы А. А. Зализняком в 1963 году; в 1965 году возникла Традиционная олимпиада по языковедению и математике, в 2003 году — Международная олимпиада по лингвистике, где предлагаются задачи именно такого типа. Курс будет интересен широкому кругу слушателей как из числа студентов НИУ ВШЭ, так из числа внешних слушателей; в частности, важной частью целевой аудитории могут стать школьные учителя русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике.