• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Русский фольклор: верования, жанры, традиции и их трансформация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Слушателям предлагается базовый курс русского фольклора. Курс знакомит с русской и славянской традиционной культурой, с историей и современным бытованием основных жанров фольклора, со спецификой фольклорной картины мира и языка фольклора. Специальное внимание уделяется мифологическим основам традиционной культуры, а также особенностям народного православия, осмыслению христианства в фольклоре. Курс вводит слушателей в контекст современных исследований по фольклору, знакомит с методами анализа обрядов, эпических и лирических песен, сказок и других прозаических жанров. Курс рассчитан на широкий круг слушателей, интересующихся фольклором, народными традициями, историей, этнолингвистикой, мифологией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить представление о традиционной культуре и этапах ее развития, о мифологии, архаичной ритуальной практики, их роли для развития традиционной культуры, профессиональной культуры, поздней культуры повседневности.
  • Иметь представление о соотношении и взаимосвязях фольклора и языка, фольклора и литературы.
  • Познакомиться с этапами развития русского фольклора, иметь представление о его основные жанрах, их мифологических, ритуальных и исторических корнях.
  • Изучить основные направления в антропологии, этнографии и фольклористике, представлять себе их соотношение с общим историческим развитием гуманитарной мысли.
  • Иметь представление о специфике фольклорного текста, обусловленной его вариативностью, исторической преемственностью, устным исполнением и др.
  • Владеть начальными навыками анализа фольклорного произведения, уметь анализировать простые сюжеты и символы, выявлять архаическую основу сюжета, обряда, формулы (в простых случаях).
  • Знать особенности структуры, поэтики и развития поздних жанров фольклора.
  • Иметь представление о явлениях современной повседневной культуры, типологически связанных с фольклором и традиционной культурой.
  • Иметь представление о фольклорно-литературных взаимосвязях, уметь выявлять в простых случаях фольклорную основу литературных произведений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь базовое представление о происхождении народной песни, о ее типах, историческом развитии и поздних судьбах, о специфической поэтике, о языке народной песни. Имеет представление о коммуникативной и социальной функции народных частушек.
  • Иметь общее представление о классификации сказок и научной традиции систематизации сказок, о происхождении волшебных, животных и бытовых сказок и ее позднем развитии, о роли мифологических и социально-исторических представлений в зарождении и развитии этого жанра.
  • Иметь представление о направлениях, подходах и методах современных исследований по фольклору, о символической основе и формульной природе языка фольклора. Получить начальные навыки анализа обряда и интерпретации фольклорной символики.
  • Иметь представление о народном христианстве и его специфике, о народном мировоззрении как комплексном и в то же время едином явлении и о роли христианства в формировании фольклора. Знать основные категории народно-христианских представлений, основные жанры и персонажей, в которых наиболее ярко отразились эти представления.
  • Иметь представление о низшей мифологии у восточных славян в целом и у русских в частности. Знать основных мифологических персонажей и их функции. Иметь представление о типологии фольклорных несказочных нарративов. Иметь общее представление о топонимическом фольклоре. Быть в курсе современных научных представлении о том, как история и география местности и народа осмысливаются в фольклоре.
  • Иметь представление о специфике современного городского фольклора, основных жанрах и их поэтике, современных исследований по городскому фольклору.
  • Иметь представление о специфике фольклора, его типах, происхождении, мифо-ритуальной основе жанров, общих закономерностях развития.
  • Иметь представление о структуре традиционного социума у русских, о месте личности в традиционном социуме, о специфике взаимодействия социума с миром предков и божеств, об основных "пограничных", особых персонажах социума, их функциях, традиционном поведении, осмыслении их назначения, свойств и судьбы в традиционной культуре.
  • Иметь представление об основных восточнославянских обрядах, их структуре, типологии и семиотике, о специфике вербальной обрядовой составляющей.
  • Иметь представление об основных свойствах и жанрах ярмарочного фольклора, его генезисе и связях как с традиционным фольклором, так и с современным профессиональным творчеством.
  • Иметь представление об основных типах эпоса, о жанрах восточнославянского эпоса и его историческом развитии, знает основные сюжеты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие о фольклоре.
  • Тема 2. Методы изучения фольклора. Направления исследований по фольклору. Язык фольклора.
  • Тема 3. Обряды и обрядовый фольклор.
  • Тема 4. Сказка и ее исторические корни
  • Мифология, география и история в фольклоре. Фольклорные нарративы: быличка, легенда, предание.
  • Тема 6. Народное христианство: специфика представлений о Боге и святых, о мире и человеке. Основные категории народно-христианских традиций. Фольклорные жанры, отразившие народно-христианский представления.
  • Тема 7. Человек - социум - мир невидимый в фольклоре
  • Тема 8. Русский эпос и его историческое развитие.
  • Тема 9. Народная песня и ее истоки
  • Тема 10. Крестьянская культура и карнавальные традиции.
  • Тема 11. Поздний городской фольклор.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Слушатель должен подготовить небольшой доклад (на 10 минут) по одной из тем семинаров: по обрядовому фольклору, по мифологическим персонажам русского фольклора или по волшебной сказке.
  • неблокирующий Активность
    Оценивается участие слушателей в дискуссиях во время лекций и семинаров
  • неблокирующий Тест
    Слушатель проходит тест, который проводится с помощью гугл формы и представляет собой набор заданий разных типов по всем темам курса
  • неблокирующий Письменная работа
    Слушатель пишет эссе объемом 3-7 страниц на одну из предложенных преподавателем или выбранных самостоятельно (и согласованных с преподавателем) тем.
  • неблокирующий Презентация
    Подготовленное заранее выступление с презентацией по одной из тем, предложенных преподавателем, и ответы на вопросы слушателей и преподавателя является формой экзамена по курсу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    В итоговую оценку входят: - оценка за работу на занятиях в течение учебного периода (доклады на семинарах, активность) = 0,1 - оценка за одно из итоговых заданий: а) письменная работа (эссе по избранной теме) = 0, 9. Максимальная итоговая оценка в этом случае может быть 10. б) доклад с презентацией на итоговом коллоквиуме =0,8. Максимальная итоговая оценка, которую может получить слушатель, - 9. в) онлайн-тест по всем темам курса = 0, 7. Максимальная итоговая оценка - 8. Если слушатель выполняет несколько итоговых заданий, например, письменную работу и доклад с презентацией или тест и доклад, то максимальная итоговая оценка, которую он может получить, - 10.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Озаровская, О. Э.  Пятиречие. Сказки Русского Севера / О. Э. Озаровская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-12073-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446793 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Потебня, А. А.  Мысль и язык. Избранные работы / А. А. Потебня. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 238 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08604-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437841 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Соколов, Ю. М.  Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07081-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433686 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Соколов, Ю. М.  Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07083-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434139 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063745

Авторы

  • Кувшинская Юлия Михайловна
  • Ахапкина Яна Эмильевна