• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Саморегулируемое обучение: как развить навыки самоконтроля и метапознания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 18

Программа дисциплины

Аннотация

В основе курса лежит концепция self-regulated learning, и я пишу диссертацию о формировании навыков саморегулируемого обучения. Моя диссертация посвящена персонализированному подходу в развитии таких навыков, что является относительно новым направлением. Курс ставит целью, в первую очередь, чтобы каждый студент осознал свои “сильные” и “слабые” стороны в учебном процессе и смог подобрать стратегии, которые развивали бы его “слабые” стороны. Например, кто-то из студентов совсем не умеет планировать и ставит заранее неосуществимые цели - он получит необходимые инструкции и практические задания, развивающие навык планирования. У кого-то проблемы с самоконтролем и тайм-менеджментом - он найдет методики для себя. Какие-то студенты рефлексируют в негативном аспекте, постоянно занижают собственные способности, имеют низкую самооценку - и все это негативно сказывается на их продуктивности. У нас будет целое занятие посвященное рефлексии, где такие студенты смогут осознать свою проблему и найти решение. В курсе будет представлена базовая структура тренинга навыков саморегулируемого обучения, разработанная Барри Циммерманом из университета Нью-Йорка (SREP - self-regulated learning empowerment program). Мы последовательно разберем фазы цикла саморегулируемого обучения: планирование и постановка целей (1 урок); фаза выполнения задачи, где основную роль играет самоконтроль, тайм-менеджмент, правильно выбранные стратегии обучения (2, 3, 4 урок); и фаза рефлексии и оценки собственного прогресса (5 и 6 урок). Каждый урок будет дополнен практическими заданиями. Некоторые задания должны будут выполняться в классе, некоторые дома и отправляться мне по e-mail. После каждого такого урока будет онлайн-дискуссия, где студенты смогут поделиться друг с другом и с преподавателем опытом применения пройденных стратегий, возникшими инсайтами, обсудить понимание пройденных стратегий. Таким образом, в курсе 6 теоретических занятий (очные лекции в аудитории ВУЗа) и 5 онлайн-дискуссий семинаров. Общая длительность курса - 6 недель. На неделе у студентов в среднем 1 оффлайн лекция и 1 онлайн семинар. На уроках мы будем дополнительно обращаться к методикам из лучших современных книг, относящихся к теме самоконтроля и осознанности. Например, в теме самоконтроля мы разберем методики из курса “Cила воли” от Келли Макгонигал из Стенфордского университета и курса «Учитесь учиться: Мощные мыслительные техники, которые помогут вам освоить сложный материал» от Барбары Оакли из Оклендского университета. При обсуждении роли осознанности при самоконтроле, мы пройдем практики из программ майндфулнес (“Программа снижения стресса на основе осознанности”) от Джона Кабат-Зинна из медицинской школы Массачусетского университета. Уроки по планированию и рефлексии будут дополнены практиками из коучинговых программ позитивной психологии (Книга “Practicing Positive Psychology Coaching: Assessment, Activities and Strategies for Success” от Роберта Бисваса-Динера). На уроке по тайм-менеджменту мы разберем методики из книги Брайана Трейси “Мастер времени”. Таким образом, теоретический и практический материал курса - это синтез научных публикаций по теме self-regulated learning (порядка 50 публикаций, с которыми я работаю в рамках диссертации) и перечисленных книг. До и после курса студентам будет предложено пройти специальные опросники, что позволит оценить эффективность предложенных методик в развитии навыков метапознания и самоконтроля. Эти данные помогут мне в написании исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повысить успеваемость в учебе
  • Улучшить качество жизни и обрести благополучие
  • Избавиться от стресса и тревоги, связанной с обучением
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать понятие тайм-менеджмента.
  • Владеет понятием селф-менеджмента; тайм-менеджмента. Знает горизонты планирования. Знает инструменты развития
  • Студент знает основные техники тайм-менеджмента.
  • Способен осознать свои ценности в контексте учебного процесса и оценить важность результатов обучения в долгосрочной перспективе
  • Владеет навыком стратегического планирования в своем образовательном процессе, умеет ставить реалистичные цели в процессе учебы, строит свои цели иерархически, где каждая долгосрочная цель имеет текущие подцели
  • Умеет составлять распорядок дня в контексте своего учебного процесса, умеет составлять план на неделю и на месяц. Владеет инструментами для планирования и составления задач
  • Владеет стратегиями и практиками осознанности, концентрации внимания и медитации для регуляции самоконтроля. Способен использовать эти навыки для формирования здоровых привычек в учебе и жизни
  • Владеет навыками саморегуляции эмоций, медитации и практиками из программ осознанности для снижения тревожности и стресса, связанных с экзаменами и зачетами, а так же другими вызовами повседневной жизни
  • Знает современные нейробиологические теории самоконтроля и силы воли. Знает как работают определенные структуры головного мозга и нейротрансмиттеры в контексте самоконтроля. Знаком с научными исследованиями, подтверждающими имеющиеся данные.
  • Знает стратегии формирования навыков силы воли и умеет применять их в жизни.
  • Умеет использовать современные инструменты и технологии, помогающие в тайм-менеджменте. Знает различные методики и подходы тайм-менеджмента.
  • Знает теории различных видов мышления. Владеет техниками развития тех или иных видов мышления.
  • Знаком с концепцией growth mindset vs fixed mindset и влиянии собственных убеждений на образовательные результаты.
  • Знаком с теоретическими рамками, описывающими различные виды рефлексии. Знаком с понятием негативной и позитивной рефлексии и их влиянием на образовательные результаты.
  • Умеет вести дневник рефлексии.
  • Знает теорию саморегулируемого обучения Циммермана. Знает трех-фазную модель саморегулируемого обучения и подпроцессы в каждой фазе.
  • Знает 14 стратегий саморегулируемого обучения и умеет их применять в своем образовательном процессе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию саморегулируемого обучения. Планирование и постановка целей.
  • Влияние осознанности на самоконтроль.
  • Нейробиологические и нейрокогнитивные теории самоконтроля.
  • Тайм-менеджмент - обзор существующих методик. Методики мышления, которые помогут освоить сложный материал.
  • Рефлексия как важный процесс обучения.
  • Подведение итогов. Обзор всех пройденных навыков саморегуляции как единого процесса обучения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе: постановке целей, определение ценностей, стратегическое планирование
    Сотни исследований подтверждают, что постановка конкретных, амбициозных целей стимулирует целенаправленное поведение и повышает эффективность и производительность деятельности (Локк и Лэтэм, 1990; Циммерман и Шунк, 2001). Сознательная постановка целей, по-видимому, увеличивает вероятность целенаправленных действий и связанных с ними результатов, в то время как мысленное противопоставление положительных и отрицательных результатов и рассмотрение того, как можно преодолеть препятствия, связанные с достижением цели, по-видимому, высвобождают умственные ресурсы, улучшая самодисциплину и успеваемость учащихся. По исследованиям (Шипперс и Петерсон, 2015), написание подобных эссе имеет огромный эффект на успеваемость и самодисциплину. В подобных заданиях от учащихся требуется сформулировать четкие и конкретные цели вместо более общих целей «приложи все усилия»(Остин и Ванкувер, 1996 г.; Локк и Лэтэм, 2002 г.), продумать, как это сочетается с их ценностями, чтобы избежать потенциальных конфликтов целей (Locke et al., 1994), и поставить цели таким образом, чтобы они были практическими и достижимыми (Локк и Лэтэм, 2002). От студентов требуется мысленное сравнение их будущего и настоящего и формирование стратегического плана действий для преодоления потенциальных препятствий (Duckworth et al., 2013), так же требуется постановка критериев оценки и мониторинга прогресса в достижении своих целей (Schunk, 1990).
  • неблокирующий Чек-лист проверки себя после лекции
    Заполнение чек-листов после прослушивания лекции поможет студентам научиться рефлексировать после прослушивания материала, что поможет осознать, что полезного они вынесли из лекции, как это может помочь им, как это соотносится с их курсом, а также долгосрочными учебными целями.
  • неблокирующий Заполнение дневников планирования
    Дневник планирования, который будет заполняться в течение курса поможет выработать привычку ставить задачи на неделю, день, а также правильным образом распределять свое время.
  • неблокирующий Заполнения дневника рефлексии
    Дневник рефлексии поможет отслеживать свои негативные мысли и бороться с ними. Дневник поможет студентам правильно оценивать свой прогресс.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.4 * Заполнение дневников планирования + 0.2 * Заполнения дневника рефлексии + 0.2 * Чек-лист проверки себя после лекции + 0.2 * Эссе: постановке целей, определение ценностей, стратегическое планирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 1216 - Б.Трейси - Тайм-менеджмент по Брайану Трейси: Как заставить время работать на вас - 9785961434330 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1216
  • 21107 - К.Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить (краткое изложение) - 9785961400216kkaudio - Alpina - КнигиКратко - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21107
  • Albelbisi, N. A., & Yusop, F. D. (2019). Factors Influencing Learners’ Self-Regulated Learning Skills in a Massive Open Online Course (MOOC) Environment. Turkish Online Journal of Distance Education, 20(3), 1–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1221477
  • Anthonysamy, L., Ah Choo, K., & Soon Hin, H. (2021). Investigating Self-Regulated Learning Strategies for Digital Learning Relevancy. Malaysian Journal of Learning and Instruction, 18(1), 29–64.
  • Doyle, T., & Todd D. Zakrajsek. (2018). The New Science of Learning : How to Learn in Harmony With Your Brain: Vol. Second edition. Stylus Publishing.
  • Goodman-Bhyat, D. (2016). INtheFLOW : Taking Mindfulness to Work: the Power of Noticing the Small Stuff. Randburg [South Africa]: KR Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419905
  • Motivation and learning strategies for college success : a focus on self-regulated learning, Dembo, M. H., 2013
  • Srinivasan, M. (2014). Teach, Breathe, Learn : Mindfulness in and Out of the Classroom. Berkeley, Cal: Parallax Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=781133
  • Бозер У. - Как научиться учиться: навыки осознанного усвоения знаний - Альпина Паблишер - 2020 - ISBN: 978-5-9614-3225-1 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=368684
  • Мозгоускорители : как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук, Нисбетт, Р., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1203 - R.Bly - Make Every Second Count: Time Management Tips and Techniques for More Success With Less Stress - 9781601637161 - Alpina - Career Press - https://hse.alpinadigital.ru/book/1203
  • AEON, B., & AGUINIS, H. (2017). It’s about Time: New Perspectives and Insights on Time Management. Academy of Management Perspectives, 31(4), 309–330. https://doi.org/10.5465/amp.2016.0166
  • Black, D. S., & Slavich, G. M. (2016). Mindfulness meditation and the immune system: a systematic review of randomized controlled trials. https://doi.org/10.1111/nyas.12998
  • Dunn, D. S. (2017). Positive Psychology : Established and Emerging Issues (Vol. First edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1588512
  • Faruk Gul, & Wolfgang Pesendorfer. (2005). A Simple Theory of Temptation and Self-Control. Levine’s Bibliography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cla.levrem.784828000000000121
  • Lim, S. L., & Yeo, K. J. (2021). The Relationship between Motivational Constructs and Self-Regulated Learning: A Review of Literature. International Journal of Evaluation and Research in Education, 10(1), 330–335.
  • Linkous, H. M. (2021). Self-Directed Learning and Self-Regulated Learning: What’s the Difference? A Literature Analysis. American Association for Adult and Continuing Education, 2020.
  • Lomas, T., Ivtzan, I., & Fu, C. (2015). A systematic review of the neurophysiology of mindfulness on EEG oscillations.
  • Mead, N. L., Baumeister, R. F., Gino, F., Schweitzer, M. E., & Ariely, D. (2009). Too Tired to Tell the Truth: Self-Control Resource Depletion and Dishonesty. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65331BA3
  • Practicing positive psychology coaching : assessment, activities, and strategies for success, Biswas- Diener, R., 2010
  • Rydén, P., & El Sawy, O. A. (2019). How Managers Perceive Real-Time Management: THINKING FAST & FLOW. California Management Review, 61(2), 155–177. https://doi.org/10.1177/0008125618818840
  • Tang, Y.-Y., Tang, R., Rothbart, M. K., & Posner, M. I. (2019). Frontal theta activity and white matter plasticity following mindfulness meditation. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.04.004
  • WEICK, K. E. (2017). Commentary on “Mindfulness in Action.” Academy of Management Discoveries, 3(3), 322–323. https://doi.org/10.5465/amd.2017.0037