• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Прикот Олег Георгиевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина включает тематический комплекс, позволяющий сформировать у студентов компетенции, необходимые для стратегического управления образовательными системами и организациями. Изучение данной дисциплины позволит сформировать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием и умение анализировать организационные образовательные феномены как системы. Практические занятия обеспечат освоение магистрантами навыков проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями и смогут вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти - кейса «Национальный проект «Образование».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - создать у слушателей представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
  • - сформировать у слушателей представление об образовательных экосистемах как о становящихся феноменах VUCA – образования
  • - научить слушателей осуществлять системную идентификацию методологических оснований стратегирования VUCA– образования;
  • - сформировать у слушателей представление об организационных образовательных феноменах, как о живых «мультиразумных» системах; организациях со слабыми связями, представление о распределенном проектном управлении, как о факторе их устойчивого поведения;
  • - сформировать у слушателей понимание сущности распределенного управления в образовательной сфере, представления о субъектах и механизмах функционирования многоуровневой системы стратегического проектного управления в контексте реализации национального мультипроекта «Образование»;
  • - обосновать системообразующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования;
  • - продемонстрировать слушателям специфику проявлений экосистемной логики становления современного образования в процессе исследования реальных образовательных мультикейсов;
  • - обосновать идею феноменологического описания как основу методологии исследования процесса становления образовательных экосистем;
  • - сформировать у слушателей навыки самостоятельного проведения гайд – исследования как процедуры, адекватной методологии феноменологиического описания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментарием определения готовности руководителей образовательных систем и организаций к проектному управлению.
  • Владеет технологией «проектного офиса» на различных уровнях управления образованием, способен проектировать механизмы диссеминации проектных продуктов, исходя из специфики уровней управления образованием и направлений реализации национального проекта «Образование»
  • Владеет технологией «проектного офиса» на различных уровнях управления образованием.
  • Демонстрирует понимание сущности проектного управления образовательными системами и организациями на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном, персональном.
  • Демонстрирует способность выбирать целесообразные форматы и методы исследований, обработки и представления исследовательских результатов в области управления образованием;
  • Демонстрирует способность использовать базовые типологии управленческих стратегий при выработке рамки собственного стратегического поведения
  • Демонстрирует способность конструировать и реализовывать механизмы диссеминации
  • Демонстрирует способность осознавать риски деятельности по внедрению изменений, уметь оперативно разрабатывать и реализовывать программу по их преодолению.
  • Демонстрирует способность понимать значение доказательной образовательной политики для выработки и реализации стратегических решений на всех пяти уровнях управления образованием – от федерального до персонального
  • Демонстрирует способность принимать управленческие решения по определению стратегии системно -организационного развития в контексте многоуровневого управления образованием, генерации идей по внедрению изменений в деятельность образовательных систем и организаций, распространения их результатов как внутри образовательной системы и (или) организации, так и за ее пределами;
  • Демонстрирует способность самостоятельно определять исследовательские приоритеты в сфере стратегического проектного управления образованием;
  • Знает специфику разработки и реализации управленческих проектов различного типа, особенности руководства проектными командами.
  • Обладает необходимыми знаниями регламентов, на основании которых функционирует инфраструктура многоуровневого проектного управления.
  • Обладает определенными навыками организационного консультирования, уровнем проектной культуры руководителя, предполагающей наличие умений по побуждению проектных команд к продуктивной деятельности по разработке и внедрению результатов проектов изменений, в том числе, в форме инновационных продуктов
  • Обладает способностью генерации стратегических идей организационного развития в соответствии со спецификой консультируемой организации ходе представления результатов завершенных проектов изменений;
  • Осознает, что в условиях осуществления управленческой экспертизы функции «модератора изменений» и «фасилитатора» становятся важнейшими функциями организационного консультанта.
  • Способен в процессе проектирования процессов стратегического развития образовательных систем и организаций следовать следующим методологическим принципам: - системности - нелинейности -«карнавальной логики» - «слабых связей»
  • Способен принять участие в разработке нормативной базы проектного управления на муниципальном и институциональном уровнях. Участвовать в экспертизе нормативных документов регионального уровня. Знает структуру и содержание основных информационных потоков, связанных с многоуровневым процессом проектного управления реализацией национального проекта «Образование».
  • Способен убедить управленческую команду консультируемой организации в целесообразности предлагаемых изменений
  • • Демонстрирует умения по идентификации образовательных систем и организаций как «мультиразумных» систем, способен использовать типологический классификатор для выбора управленческих стратегий в контексте многоуровневого управления реализацией мультипроектов в сфере образования, разрабатывать идеологию проектов и программ развития образовательных систем и организаций на основе межсубъектных ценностных конвенций внутренних и внешних стейкхолдеров;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Классика стратегирования Клаузевиц, Сунь Цзы, кейсы Ганнибала и Александра Македонского)
  • 1.2. Современные представления о стратегии (Ансофф, Котлер, Бикхоф)
  • 1.3. Стратегирование для VUCA – мира. –Основы методологии.
  • 1.4. «Если соединить несоединимое»: авторская гипотеза. «Стратегическая пентаграмма».
  • 1.5. Бонапартистская стратегия
  • 1.6. Клиентоориентированная стратегия
  • 1.7. Кемп – Дэвидская стратегия
  • 1.8. Карнавальная стратегия
  • 1.9. Стратегия параллельной реальности. Основные итоги лекции.
  • 2.1 Проектное управление: понятия
  • 2.2. Смыслы проектного управления в образовании
  • 2.3. Понятие распределенного управления
  • 2.4. Уровни управления в образовании
  • 2.5. Проектное управление на разных уровнях
  • 2.6. Национальный проект «Образование»: цели и структура
  • 2.7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основные итоги лекции
  • 3.1 Образы систем
  • 3.2. Общие представления о системах
  • 3.3. Системное мышление
  • 3.4. Образовательная система: аспекты рассмотрения
  • 3.5. Образовательная система: актуальная мифология. Основные итоги лекции
  • 4.1. Организации. Методология Д.Гараедаги
  • 4.2. Организации. Методология Р.Акоффа
  • 4.3. «Бирюзовые организации»
  • 4.4. Образовательные организации. «Загадки». Часть 1.
  • 4.5. Образовательные организации. «Загадки». Часть 2.
  • 4.6. Стратегирование. Основные итоги лекции
  • 5.1. Андреас Шляйхер: 10 факторов успеха образовательных систем. Часть 1
  • 5.2. Андреас Шляйхер: 10 факторов успеха образовательных систем. Часть 2.
  • 5.3. Андреас Шляйхер: Пять ведущих образовательных систем
  • 5.4. Непрерывное образование
  • 5.5. Джон Хэтти: 10 факторов, влияющих на успеваемость
  • 5.6. ФГОС СОО: кейс развития
  • 5.7. Инициатива «ФГОС 4.0»: кейс «Будущее наступило»
  • 6.1. О «Навыках XXI века»
  • 6.2. Примеры
  • 6.3. Компетентности в контексте системного мышления
  • 6.4. Об исследовании PISA
  • 6.5. PISA. Результаты по направлениям
  • 6.6. PISA. Информация к размышлению
  • .7. PISA. Примеры заданий. Основные итоги лекции
  • 7.1. Стратегические образы
  • 7.2. «Учитель будущего». Основные показатели (2024). Тезаурус
  • 7.3. Направления реализации проекта и профессиональное развитие педагога
  • 7.4. Профессиональный стандарт как регулятор
  • 7.5. Профессиональный стандарт «Педагог». Содержание
  • 7.6. Основные итоги лекции
  • 8.1. Интермедия 1. «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 8.2. Интермедия 2. Кевин Робертс
  • 8.3. Интермедия 3. Сэр Кен Робинсон
  • 8.4. Продуктивное образование. Расшколивание
  • 8.5. Интермедия 4. «Мистер Эдьютеймент». Дейв Берджес
  • 8.6. Как я представляю эдьютеймент? – Авторская гипотеза
  • 9.1. Кванториум
  • 9.2. Интервью «Открытая система» (В.А.Зотова)
  • 9.3. Интервью «Наставники» (С.Д. Аксенова)
  • 9.4. Интервью «Вытягивающая технология» (Е.М. Преображенская)
  • 9.5. Основные итоги лекции
  • 10.1. Ленинградская область: «гений места»
  • 10.2. Современное образование Ленинградской области («СОЛО»). «СОЛО – Данные»
  • 10.3. «СОЛО – Образы»
  • 10.4. Реновация школ Ленинградской области
  • 10.5. Что и как исследуем? –Постановка задач гайд – исследования по выявление черт экосистемной логики в развитии образования Ленинградской области.
  • 11.1. «Воспоминание о будущем». _Определение образовательной экосистемы. Суть трансформационного лидерства в образовании.
  • 11.2. Участники исследования – «трансформационные лидеры
  • 11.3. Интервью «Дополнительное образование как основное» (Л.Б. Малыхина)
  • 11.4. Интервью «Продуктивное образование: идеи и практика» (Н.В. Фирсова)
  • 11.5. Интервью « Учитель будущего» (О.В. Ковальчук, часть 1)
  • 11.6. Интервью «Гений места» и муниципалитет как школа» (О.В.Ковальчук, часть 2)
  • 12.1. Гуссерль и его феноменология. Феноменологическое описание как метод исследования
  • 12.2. Интервью «Как возникает образовательная экосистема?» (Д.И. Рочев)
  • 12.3. Интервью «Современное образование Ленинградской области: эффективность и динамика. Постановка гипотез» (С.В. Тарасов, часть 1)
  • 12.4. Интервью «Доказательство гипотез» (С.В. Тарасов, часть 2). Основные итоги лекции
  • 12.5. 10 выводов по итогам Курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по теме 1
  • неблокирующий Задание на взаимное оценивание по теме 1
  • неблокирующий Тест по теме 2
  • неблокирующий Тест по теме 3
  • неблокирующий Тест по теме 4
  • неблокирующий Тест по теме 5
  • неблокирующий Тест по теме 6
  • неблокирующий Тест по теме 7
  • неблокирующий Тест по теме 8
  • неблокирующий Тест по теме 9
  • неблокирующий Задание на взаимное оценивание по теме 9
  • неблокирующий Тест по теме 10
  • неблокирующий Задание на взаимное оценивание по теме 10
  • неблокирующий Тест по теме 11
  • неблокирующий Задание на взаимное оценивание по теме 11
  • неблокирующий Тест по теме 12
  • неблокирующий Задание на взаимное оценивание по теме 12
  • неблокирующий Экзамен (итоговый тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 1 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 10 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 11 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 12 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 9 + 0.04 * Тест по теме 1 + 0.04 * Тест по теме 10 + 0.025 * Тест по теме 11 + 0.025 * Тест по теме 12 + 0.04 * Тест по теме 2 + 0.04 * Тест по теме 3 + 0.04 * Тест по теме 4 + 0.04 * Тест по теме 5 + 0.04 * Тест по теме 6 + 0.04 * Тест по теме 7 + 0.04 * Тест по теме 8 + 0.04 * Тест по теме 9 + 0.4 * Экзамен (итоговый тест)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Идеализированное проектирование : как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации, Акофф, Р. Л., 2007
  • Искусство системного мышления : Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем, О'Коннор, Дж., 2014
  • Новые размышления о менеджменте, Адизес, И., 2016
  • О целеустремленных системах, Акофф, Р., 1974
  • Обучение как приключение : как сделать уроки интересными и увлекательными, Берджес, Д., 2018
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2010
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011
  • Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., 2013
  • Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, Бахтин, М.М., 1990

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goldsmith, M., & Reiter, M. (2015). Triggers : Creating Behavior That Lasts——Becoming the Person You Want to Be (Vol. First edition). [New York]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=839903
  • Организационная психология. Человек и организация, Геберт, Д., 2006
  • Стратегический менеджмент. Классическое издание, Ансофф, И., 2009
  • Янбулатова, О., Гордиенко, С., Энис, А., & Кирса, Т. (2007). Основы проектного менеджмента и управление проектами в ОАО хк «Якутуголь». Горный Информационно-Аналитический Бюллетень (Научно-Технический Журнал), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14678761