• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Управление знаниями: прикладные стратегии, модели, инструменты

Статус: Курс обязательный (ЛигалТех / Legal Tech)
Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Где читается: Факультет права
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: ЛигалТех
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе вы получите необходимые знания и подходы по формализации, моделированию и представлению правовых норм для машиночитаемого права с использованием онтологического инжиниринга. — Данные и знания, представление знаний — Онтологическое моделирование — Формальные языки — Развитие машиночитаемого права
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты, полностью и успешно освоившие дисциплину, получают ожидаемо надлежащие результаты разработки и результативного внедрения, управления, анализа, оценки, измерения бизнес-процесса управления знаниями в командах и компаниях не только юридического бизнеса, но и в любой другой отрасли экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Обладает квалификацией, позволяющей ему: выявить, определить, идентифицировать, оценить, сформулировать и описать потребности, получаемые преимущества и результаты управления знаниями, визуализировать и представить бизнес-процесс менеджмента знаний с измеримыми результатами в цифрах
  • • Владеет особенностями целеполагания в менеджменте знаний, способен сформулировать измеримые цели, оценить, проанализировать, учесть и смоделировать преодоление традиционных барьеров для менеджмента знаний в своей компании и использовать ее факторы успеха. Умеет выбрать, сформулировать, описать и запустить «пилотные проекты» по менеджменту знаний, посчитать результаты, и презентовать их руководителям компании
  • • Обладает необходимыми навыками для анализа, оценки, выбора инструментов и методик управления знаниями для максимально эффективного достижения запланированных результатов менеджмента знаний в компании или команде
  • Обладает системными навыками и умениями, позволяющими ему определить, проанализировать и сформулировать потребности компании в систематизации, структуризации и сохранении знаний разных типов, сформулировать реализуемое техническое задание, выбрать подходящую для достижения целей технологическую платформу, разработать базу знаний компании
  • • Владеет прикладной холистической моделью управления проектными знаниями, умеет организовать управление проектными знаниями, построить знающую проектную команду с эффективными коммуникациями, доверительными отношениями, а также владеет навыками рефлексии и научения на опыте проектов, умеет сохранять и распространять проектные знания
  • • Обладает системными навыками для организации процесса самонаучения компании и создания «самонаучающихся команд», умеет проанализировать и выбрать приоритетные инструменты и методики для самонаучения, оценить вероятные барьеры и смоделировать способы их преодоления
  • • Понимает многогранность бизнес-процесса менеджмента знаний, десяти его компонентов для успешной реализации необходимых изменений и получения выгод в качественном и количественном измерении, владеет системной моделью вовлечения специалистов в обмен знаниями, умеет проанализировать мотиваторы и стимулы для обмена знаниями, разработать и внедрить мотивационную модель, проанализировать, оценить и выбрать приоритетные способы и форматы обмена знаниями
  • • Обладает пониманием сущности, задач, способов, инструментов и методик рефлексии и научения на опыте, анализа результатов, выявления «лучших практик», «историй успеха» и «точек роста» команды и компании. Владеет инструментарием для оценки результативности бизнес-процесса менеджмента знаний в целом, его этапов, компонентов, инструментов и методик, умеет прогнозировать и считать результаты в качественных и количественных величинах
  • • Обладает необходимыми навыками для формирования максимально эффективной команды менеджмента знаний с нужными для компании ролями и компетенциями, в том числе спецификой для юридического бизнеса, умеет сформулировать должностные инструкции для менеджера по работе со знаниями в юридическом бизнесе, а также определить, сформулировать, описать и развить компетенции менеджмента знаний, необходимые сотрудникам компании
  • • Обладает пониманием целей, ролей, ожидаемых результатов, ограничений, барьеров, навыков менеджера по работе со знаниями, умеет управлять своими профессиональными знаниями, определять направления их развития, развивать их и может выполнять функционал менеджера по работе со знаниями на своем рабочем месте
  • • Обладает навыками, позволяющими проанализировать подходы и модели, а также составляющие элементы «системы управления знаниями», определить нужные условия для своей команды и компании, смоделировать и реализовать «систему управления знаниями» и ее основные компоненты
  • • Обладает прикладными навыками анализа, оценки, применения аналитических инструментов для проведения исследований, опросов, измерений, тестов в своих компаниях и командах, оценки барьеров и выгод менеджмента знаний, выбора необходимых инструментов и методик
  • • Обладает прикладными навыками проведения необходимых «полевых» исследований в своей команде и компании для разработки и написания Концепции «пилотного» проекта, последующего внедрения и оценки его результативности, масштабирования и развития положительных результатов
  • • Осознанно использует терминологию прикладного менеджмента знаний, может при необходимости объяснить суть понятий и терминов, а также последовательности системных действий со знаниями, опытом, информацией для получения измеримых результатов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия, процессы, моделирование управления знаниями в бизнесе
  • Алгоритм внедрения управления знаниями
  • Управление знаниями в проектах
  • Инструменты и методики менеджмента знаний
  • Роли и функционал в менеджменте знаний
  • Компетенции менеджмента знаний
  • Построение «системы менеджмента знаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемось
    Присутствие студента на паре определяется по наличию подключения студента к занятиям он-лайн, а также по своевременному входу и выходу студента в «кабинет» мини-группы (для обсуждения и выполнения задания) и своевременности ответа на персональный вопрос (персональное обращение) преподавателя.
  • неблокирующий Выполнение домашних работ /самостоятельных заданий
    Задания на дом (самостоятельные работы) представляют собой проведение аналитических исследований, опросов, тестов в компаниях и командах студентов. Также это создание моделей по шаблонам. Для выполнения заданий используются материалы занятий, а также дополнительные материалы к ним. Задания (по решению преподавателя) выполняются студентами индивидуально или в мини-группах (численностью до 10 студентов), как на семинарской части занятий, так и качестве самостоятельной работы. Результаты выполнения заданий сдаются в указанном преподавателем виде и, по требованию преподавателя, устно представляются и комментируются студентами.
  • неблокирующий Активность в учебном процессе
    Оценивается (по собственному внутреннему ощущению преподавателя) работа студента на занятиях по курсу. Преподаватель оценивает при ответе студента или при продолжении студентом фразы, начатой преподавателем, знание студентом лекционного материала, логичность и системность высказываний и рассуждений, аргументированность и корректность высказываемой студентом точки зрения, понимание и корректное использование терминологии дисциплины, прикладное применение материалов занятий, его мотивированность и готовность осваивать материал, активное участие в групповых работах.
  • неблокирующий Концепция группового/индивидуального пилотного проекта
    Концепция пилотного проекта пишется студентом индивидуально (за исключением ситуации, когда студенты, по требованию преподавателя, разрабатывают Концепцию в мини-группах численностью 5 – 7 студентов), по предложенному преподавателем шаблону и с использованием тестов и заданий курса. Предмет исследования (решение бизнес-задачи инструментами и методиками менеджмента знаний) должен содержать актуальную бизнес проблему/задачу, а прикладные исследования должно приводить к ее решению с использованием изученных в рамках дисциплины тем, методик, инструментов, тестов, шаблонов. Концепция пилотного проекта – (Концепция – conceptum (лат.)) «система понимания», это комплекс связанных взглядов на что-либо, образующих взаимосвязанную систему. Концепция дает ответ на вопрос – как решить бизнес-задачи с помощью методик и инструментов менеджмента знаний и получить измеримые результаты.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.3 * Активность в учебном процессе + 0.3 * Выполнение домашних работ /самостоятельных заданий + 0.3 * Концепция группового/индивидуального пилотного проекта + 0.1 * Посещаемось
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Управление знаниями на 100% : путеводитель для практиков, Мариничева, М. К., 2008
  • Учитесь летать : практические уроки по управлению знаниями от лучших организаций, Коллисон К., Парселл Дж., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • I. Malichenko P., & И. Маличенко П. (2016). Knowledge Management as an Effective Mechanism Formation of Continuous Training and Staff Development in the Organization ; Управление Знаниями Как Эффективный Механизм Формирования Непрерывной Системы Обучения И Развития Персонала В Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A815C0A1
  • Бочаров И.М. - Управление знаниями в цифровой экономике: теоретико-методологические аспекты - Дашков и К - 2021 - ISBN: 978-5-394-04184-6 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=371162
  • Пивоваров, Д. В.  Онтология: материя и ее атрибуты : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03084-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492124 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Фролов, Ю. В.  Управление знаниями : учебник для вузов / Ю. В. Фролов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05521-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515648 (дата обращения: 28.08.2023).