• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Аспирантский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар предназначен для аспирантов дневного обучения по философским наукам и культурологии, готовящим к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских/культурологических наук. Семинар имеет особое значение как для аспирантов, имеющий в бэкграунде профильное философское образование, так и не имеющих его. Участие в нем позволяет не только разобраться в академических требованиях к подготовке диссертаций к защите, но и пройти их первичную апробацию, приобрести навыки самопрезентации, дополнительные знания специфики философского аргумента и методологического аппарата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель семинара состоит в стимулировании исследовательской активности аспирантов и в регулярном обсужденим промежуточных результатов работы над диссертационным исследованием. Задачи семинара: обсуждение отдельных частей диссертационных исследований; обнаружение трудностей, выявленных при подготовке диссертации, и коллективный поиск решений для их преодоления; презентация и апробация различных частей диссертационного исследования; подготовка к своевременной защите диссертаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: методы философского и общенаучного исследования. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы природы, общества, человека и их познания.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия. Уметь: распознавать основные типы философского мировоззрения. Владеть: навыками философской культуры мышления.
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научного прогнозирования
  • Иметь навыки оценивать научную адекватность модернизирующих интерпретаций философского наследия прошлого, комментировать историко-культурные реалии, образующие поле референций спекулятивного текста.
  • В результате освоения дисциплины аспирант должен: Знать: основные этапы развития науки. Уметь: понимать закономерности развития научного знания. Иметь навыки: • философского и научного мышления.
  • Обладать навыками анализа и синтеза информации (составление библиографической записи и библиографического описания, оформление библиографических ссылок, списка литературы и т.д.)
  • Уметь систематически, логично, последовательно представлять результаты своего исследования в академическом тексте
  • Владение навыками академического письма
  • Уметь выбирать релевантную философскую/историко-культурологическую методологию и выстраивать аргументативную стратегию в соответствии с ней
  • Умение формулировать положения диссертационного исследования в соответствии с его замыслом, целями и задачами
  • Аспирант должен уметь отличать философский аргумент от научного аргумента или любого иного аргумента, философского типа аргументация должна в работе превалировать.
  • Умение корректно представить результаты своего исследования, владение правилами научной аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура диссертационного исследования
  • Методология диссертационного исследования
  • Тезисы, выносимые на защиту
  • Аргументация
  • Библиография
  • Апробация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
    Оценивается качество проработки материала, понимание и умение следовать заранее оговоренным требованиям в обсуждении выступлений других аспирантов, а также в представлении собственного диссертационного исследования
  • неблокирующий Абстракт (резюме) диссертации
    По итогам НИСа аспиранты должны представить абстракт своего будущего диссертационного исследования, составленный в соответствии с требованиями к резюме, сопровождающим текст диссертации на предварительной ее защите. Абстракт включает в себя постановку исследовательской задачи/проблемы, описание степени исследованности проблемы, постановку целей и задач, описание методологических подходов (методов), тезисов, выносимых на защиту (или гипотез), библиографии, содержательного плана исследования (без подробного изложения каждого раздела)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st semester
    0.5 * Абстракт (резюме) диссертации + 0.5 * Активность на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. Nesenchuk P., V. Berkov F., В. Берков Ф., & А. Несенчук П. (2015). Dissertation as Qualification Paper ; Диссертация Как Квалификационная Работа.
  • Волков, Ю. Г., Диссертация: подготовка, защита, оформление. : практическое пособие / Ю. Г. Волков. — Москва : КноРус, 2021. — 218 с. — ISBN 978-5-406-05975-3. — URL: https://book.ru/book/938050 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Диссертация : Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практическое пособие, Кузин, Ф. А., 2001
  • Диссертация : подготовка, защита, оформление : практ. пособие, Волков, Ю. Г., 2009
  • Диссертация : подготовка, защита, оформление : практ.пособие, Волков Ю.Г., 2004
  • Диссертация в зеркале автореферата : метод. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени естественно-научных специальностей, Аникин, В. М., 2014
  • Диссертация и ученая степень. Новые положения о защите и диссертационных советах с авторскими комментариями (пособие для соискателей) : научно-практич. пособие / Б.А. Райзберг. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 253 с. — (Менеджмент в науке). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1005680
  • КАСАВИН И.Т., & ПОРУС В.Н. (2016). Философия науки в России: от интеллектуальной истории к современной институционализации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C33A39E1
  • Логика, методология, аргументация в научном исследовании : учебник для аспирантов, Демина, Л. А., 2018
  • Михайловский А. В., Брюшинкин В. Н., Вдовина Г. В., Долгоруков В. В., Драгалина-Черная Е. Г., Зарецкий Ю. П., Иванова Ю. В., Карро Винсен, Козырев А. П., Крючкова С. Е., Лисанюк Е. Н., Лифинцева Т. П., Лоран Жером, Макарова И. В., Порус В. Н., Соколов П. - Субъективность и идентичность - 978-5-7598-0956-2 - Москва: ВШЭ - 2012 - 29672 - https://ibooks.ru/bookshelf/29672/reading - iBOOKS
  • Основы научной работы и методология диссертационного исследования : [монография], Андреев Г.И., 2012
  • ПОРУС В.Н. (2013). Междисциплинарность Как Тема Философии Науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6BE3FA64
  • Порус, В. (2011). Философия За Кулисами Методологических Дискуссий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD5233FF
  • Рациональность как предмет философского исследования. - М., 1995. - 226 с. - ISBN 5-201-01845-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348885
  • Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А., & Шатравкина А.В. (n.d.). Научное Исследование: Методологический Аппарат.
  • Философский текст : идеи, аргументация, образы, Алексеев, А. П., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аргументация : десять уроков для начинающих авторов, Уэстон, Э., 2005
  • Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей, Райзберг, Б. А., 2011
  • Диссертация и ученая степень, Райзберг, Б.А., 2005
  • Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию : полезно молодому ученому, соискателю ученой степени, Ярская В.Н., 2011