Аспирантура
2023/2024
Теории и методы современного исторического познания
Статус:
Курс обязательный
Направление:
00.00.00. Аспирантура
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Румянцева Марина Федоровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
- Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох
- Осознавать место проблематики памяти в современном историческом познании.
- Понимает суть феноменологического подхода в историческом исследовании, анализирует опыт его применения.
- Понимание истории повседневности в контексте социальной истории и в соотнесении с микроисторией.
- Понимание соотношения истории идей и истории понятий.
- Понимать механизм работы истории понятий как метода исторического исследования.
- Соблюдать этические нормы в историческом исследовании и профессиональной деятельности историка.
- Умеет анализировать социальные структуры с позиций различных социологических теорий.
- Умеет эксплицировать примененный автором историографического труда метод исторического синтеза и деконстурировать исторический нарратив
- Уметь проводить исследования в предметных полях новой культурной и новой социальной истории.
- Уметь реализовывать подходы новой политической истории в научном исследовании.
- Уметь эксплицировать пространственную составляющую исторических процессов.
Содержание учебной дисциплины
- Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.
- Исторический синтез и проблема нарратива
- Феноменологические концепции в современном историческом познании
- Интеллектуальная история как предметное поле исторического знания. История идей.
- История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
- Прагматический поворот в историческом познании.
- Теория повседневности
- Культурный поворот. Культурная история социального
- Новая политическая история
- Пространственный поворот. Новая локальная история.
- Проблематика памяти в историческом познании.
- Профессионализм и социальная ответственность историка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
- Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
- История и тропология: взлет и падение метафоры, Анкерсмит, Ф. Р., 2003