Бакалавриат
2024/2025





Базовый курс японского языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Курита Сатоси,
Моисеева Анна Юрьевна,
Трушина Мария Игоревна,
Тюнева Анастасия Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
18
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Базовый курс японского языка» (1-2 курс)относится блоку дисциплин базовой профильной части профессионального цикла, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку. Целью данного курса является развитие иноязычных коммуникативных навыков на среднем этапе. К концу обучения студенты смогут достигнуть уровня N3 экзамена JLPT (международного экзамена по определению уровня японского языка). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:Продвинутый курс японского языка; Язык для профессионального общения (японский язык).
Программа предусматривает возможность проведения во время практических занятий занятия, посвященного тематике стажировок в стране изучаемого восточного языка и другой страноведческой тематике (например, отчеты студентов о стажировке). Такие занятия рассматриваются как лингвострановедческий компонент программы и могут проводиться одновременно для всех студентов, изучающих дисциплину. Общая продолжительность таких занятий может составлять не более 2 ак. часов в течение модуля.
Правило оценивания студентов, участвующих в краткосрочной академической мобильности:
“Оценки/оценка, полученные во время краткосрочной стажировки (краткосрочной студенческой мобильности) в стране изучаемого языка по восточному языку, приравниваются к 0, 5 выделенной накопленной оценки, полученной студентами ОП Востоковедение, изучающими соответствующую дисциплину по восточному языку в тот же учебный период. Выделенная накопленная равна сумме оценок, полученных за все виды контроля, состоявшиеся в период краткосрочной мобильности. По окончании периода краткосрочной стажировки студент должен выполнить одно задание текущего контроля, соответствующее изученному за время его отсутствия материалу. Задание составляет преподаватель, ответственный за дисциплину. Оценка за выполненное задание составляет 0, 5 выделенной накопленной оценки. Краткосрочной стажировкой считается стажировка продолжительностью до 3-х месяцев”.
Цель освоения дисциплины
- Получение знаний базового и среднего уровня по фонетике, лексике, грамматике японского языка.
- Обретение языковых навыков базового и среднего уровня, необходимых для построения связного дискурса в рамках изученных тем, а также навыков перевода с русского языка на японский и с японского языка на русский с использованием изученной лексики и грамматических конструкций.
Планируемые результаты обучения
- Имеет навыки перевода предложений с русского языка на японский и с японского языка на русский с использованием изученной лексики и грамматических конструкций (письменно и устно).
- Отвечает на вопросы по содержанию прослушанных текстов монологического и диалогического характера, умеет передавать содержание прослушанного текста.
- Распознает 3500 лексических единиц, умеет использовать изученную лексику в различных контекстах и ситуациях, имеет навыки поиска незнакомых слов в лексическом словаре (двуязычном и толковом японском).
- Строит связные тексты (письменно и устно) в соответствии с нормами грамматики и словоупотребления японского языка уровня N3 (по шкале международного экзамена японского языка JLPT), а также строить диалоги на заданные темы.
- Формулирует устно и письменно аргументированное высказывание по заданной теме
- Читает и пишет прибл. 850 иероглифов (со всеми их чтениями и значениями, а также ключи и фонетики), умеет распознавать в тексте и воспроизводить по памяти изученные иероглифы, имеет навыки поиска незнакомого иероглифа в иероглифическом словаре.
- Читает текст и отвечает на вопросы по содержанию текста в рамках изученной лексики и грамматических конструкций. Умеет передавать содержание прочитанного текста, а также выражать аргументированное высказывание в связи с прочитанным текстом.
Содержание учебной дисциплины
- Темы 1-5: «Новые друзья», "Покупки", "Приглашение на свидание", "Первое свидание", "Путешествие на Окинава".
- Темы 6-10: «День Роберта», «Семейная фотография», "Барбекю", "Кабуки", "Планы на зимние каникулы".
- Темы 11-17: «После каникул», "Болезнь", Поиск подработки", «День Святого Валентина», "Путешествие в Нагано", "Забытые вещи", «Жалобы и слухи».
- Темы 18-23: «Временная работа Джона», "Встреча начальника", «Покупки Мэри», "Кража", «Образование в Японии», "Прощание".
- Иероглифический аспект
- Темы второго курса 1-5: "Цвет и его образ", "Игра: камень-ножницы-бумага", "Неудобная парковка", "Объявления в поездах", "Временная капсула".
- Темы второго курса 6-9: "Автопилот будущего", "Бросить вызов книге рекордов", "Сверхточное предсказание", "Мотивация".
- Темы второго курса 10-15: "Ничего не поделаешь", "Разнообразие выбора", "Афоризмы и крылатые выражения", "Мечта детства", "Смех и его эффект", "Открытка с горы Фудзи".
- Темы второго курса 16-20: "Сезон дождей", "Искусство оптических иллюзий", "Кафе, где всегда очередь", "Наивные вопросы", "Коммуникация водителей"
- Разговорный аспект
- Иероглифика среднего уровня (в рамках основного аспекта)
Элементы контроля
- Контрольные работы (1 курс, 1 семестр)
- Работа на практических занятиях по основному аспекту (1 курс, 1 семестр)
- Письменная экзаменационная работа (1 семестр)Письменная работа состоит из двух частей – (1) лексико-грамматическая (продолжительность 80 мин.), (2) лексико-иероглифическая (продолжительность – 60 мин.). Обе работы проводятся на последнем учебном занятии соответствующего аспекта. Итоговая оценка за эту работу рассчитывается по формуле: 0,7*граммат.+0,3*иерогл. Если студент в день написания работ отсутствует по уважительной причине (при наличии оправдательных документов), разрешается написать работу в период сессии (например, в день устного экзамена).
- Устный экзамен (1 семестр)Устный экзамен проводится в сессию, в один день для всех групп. Представляет собой ответы на билеты. Каждый билет содержит 2 задания: (1) чтение и перевод текста; (2) топик или перевод предложений с рус. яз. на яп. яз. Каждый студент отвечает в течение не более 20 минут.
- Работа на практических занятиях по иероглифическому аспекту (1 семестр)
- Работа на практических занятиях по разговорному аспекту с носителем (1 семестр)
- Устный опрос на втором курсе (1 семестр)
- Письменный экзамен на втором курсе (2 семестр)
- Контрольные работы (2 курс, 2 семестр)
- Контрольные работы (2 курс, 1 семестр)
- Работа на практических занятиях по основному аспекту (2 курс, 1 семестр)
- Работа на практических занятиях по основному аспекту (2 курс, 2 семестр)
- Работа на практических занятиях по разговорному аспекту с носителем (2 семестр)
- Устный опрос на втором курсе (2 семестр)
- Письменный экзамен на втором курсе (1 семестр)
- Контрольные работы (1 курс, 2 семестр)
- Работа на практических занятиях по основному аспекту (1 курс, 2 семестр)
- Устный экзамен (2 семестр)Устный экзамен проводится в сессию, в один день для всех групп. Представляет собой ответы на билеты. Каждый билет содержит 2 задания: (1) чтение и перевод текста; (2) топик или перевод предложений с рус. яз. на яп. яз. Каждый студент отвечает в течение не более 20 минут.
- Письменная экзаменационная работа (2 семестр)
- Работа на практических занятиях по иероглифическому аспекту (2 семестр)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Контрольные работы (1 курс, 1 семестр) + 0.25 * Письменная экзаменационная работа (1 семестр) + 0.2 * Работа на практических занятиях по иероглифическому аспекту (1 семестр) + 0.15 * Работа на практических занятиях по основному аспекту (1 курс, 1 семестр) + 0.15 * Устный экзамен (1 семестр)
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.25 * Контрольные работы (1 курс, 2 семестр) + 0.25 * Письменная экзаменационная работа (2 семестр) + 0.2 * Работа на практических занятиях по иероглифическому аспекту (2 семестр) + 0.15 * Работа на практических занятиях по основному аспекту (1 курс, 2 семестр) + 0.15 * Устный экзамен (2 семестр)
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.25 * Контрольные работы (2 курс, 1 семестр) + 0.3 * Письменный экзамен на втором курсе (1 семестр) + 0.15 * Работа на практических занятиях по основному аспекту (2 курс, 1 семестр) + 0.2 * Работа на практических занятиях по разговорному аспекту с носителем (1 семестр) + 0.1 * Устный опрос на втором курсе (1 семестр)
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.25 * Контрольные работы (2 курс, 2 семестр) + 0.3 * Письменный экзамен на втором курсе (2 семестр) + 0.15 * Работа на практических занятиях по основному аспекту (2 курс, 2 семестр) + 0.2 * Работа на практических занятиях по разговорному аспекту с носителем (2 семестр) + 0.1 * Устный опрос на втором курсе (2 семестр)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 1000 базовых иероглифов. Японский язык : иероглиф. минимум, Смирнова, Н. В., 2006
- GENKI 1: an integrated course in elementary Japanese, Banno, E., 2013
- GENKI 2: an integrated course in elementary Japanese, Banno, E., 2013
- Tobira: gateway to advanced japanese : learning through content and multimedia, , 2024
- Смирнова, Н.В. 1000 базовых иероглифов. Японский язык : иероглифический минимум : учебное пособие / Н. В. Смирнова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 344 с. - ISBN 978-5-9925-1015-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048699
- Читаем, пишем, говорим по-японски. Т.2: Уроки 21 - 32, Стругова, Е. В., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kanji: look and learn : 512 Kanji with illustrations and mnemonic hints, Banno, E., 2013