Магистратура
2023/2024



Песенная поэзия Окуджавы, Высоцкого и Галича в филологическом освещении
Статус:
Курс по выбору (Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий)
Направление:
45.04.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данного семинара студенты магистратуры знакомятся с творчеством классиков авторской (бардовской) песни, которое, как правило, не находит места в базовых историко-литературных курсах уровня бакалавриата. Необходимость восполнения этого пробела явствует из того факта, что Окуджава, Высоцкий и Галич оказали существенное влияние на гражданское сознание и художественный вкус нескольких поколений отечественной интеллигенции, а также стали знаковыми фигурами для мирового общественного мнения. Обращение к их произведениям позволит углубить представления о важнейших тенденциях в развитии отечественной поэзии ХХ века и усовершенствовать навыки анализа стихотворного текста.
Цель освоения дисциплины
- 1) формирование научных (филологических) представлений об авторской (бардовской, самодеятельной) песне как «параллельном русле развития русской поэзии» (Вл.И. Новиков) в период «оттепели» и на позднесоветском этапе; 2) уяснение роли первого поколения поющих поэтов в становлении культуры шестидесятничества; 3) создание научной базы для понимания специфики функционирования авторской песни как «фольклора» интеллигенции; 4) знакомство с традицией научного освоения наследия Окуджавы, Высоцкого, Галича, позволяющее студентам магистратуры проводить самостоятельные филологические исследования в соответствующей области; 5) получение практического опыта участия в научной дискуссии при обсуждении студенческих докладов.
Планируемые результаты обучения
- - выделяет социокультурные факторы, обусловившие зарождение и расцвет авторской песни в период «оттепели»; - анализирует песенную поэзию бардов с учетом системы литературных контекстов («эстрадная» поэзия и оттепельный неомодернизм, модернизм «серебряного века», поэтическая традиция «золотого века»); - сопоставляет творческие стратегии поющих поэтов как создателей авторских мифов;
- - показывает закономерности формирования прижизненных репутаций Окуджавы, Высоцкого и Галича; - описывает специфику самоопределения Окуджавы, Высоцкого и Галича в ситуации позднесоветского «запроса на прошлое».
Содержание учебной дисциплины
- Раздел I. Авторская песня как явление отечественной культуры
- Раздел II. Окуджава, Высоцкий и Галич – классики жанра
- Раздел III. Творчество Окуджавы, Высоцкого и Галича в системе литературных контекстов
- Раздел IV. Культурно-историческая рефлексия Окуджавы, Высоцкого и Галича в ситуации позднесоветского «запроса на прошлое»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Владимир Высоцкий: Воспоминания, Карапетян, Д., 2008
- Заклинание Добра и Зла: Александр Галич- о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и в..., , 1991
Рекомендуемая дополнительная литература
- Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый, Георгиев Л., Викторов В., 1989