Бакалавриат
2025/2026





Проектный семинар
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ильина Ирина Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
136
Программа дисциплины
Аннотация
В эпоху цифровизации, экспансии digital-платформ и бурного развития технологий Web 2.0 медиаиндустрия во всём мире переживает радикальную трансформацию. Дисциплина поможет студентам на основе проектной деятельности сформировать знания, навыки и компетенции, позволяющие им овладеть базовыми жанрами, форматами и инструментами современных медиакоммуникаций. На первом курсе они научатся создавать, визуализировать и продюсировать текстовые материалы для различных видов новых и старых медиа – от печатных СМИ (газет и журналов) до современных цифровых платформ (Телеграм, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и др.). Особое внимание уделяется ключевым журналистским жанрам – новостной заметке, интервью, репортажу и мультимедийному лонгриду. На втором курсе они погрузятся в мир видео- и аудиопроизводства – познакомятся с основами композиции, различными типами камер, научатся работать со светом и звуком, использовать программы для аудио- и видеомонтажа, создавать видеоконтент и подкасты.Кроме того, они приобретут навыки, необходимые для создания и продвижения эффективных и востребованных коммерческих текстов. Студенты познакомятся с разными видами и жанрами копирайтинга, а также узнают, как писать тексты для соцсетей, сайтов, email-каналов и других онлайн-площадок с учетом особенностей различных целевых групп. Третий курс посвящён основам пиара, классического и цифрового маркетинга. Студенты научатся писать PR-тексты в различных жанрах и форматах с учётом требований заказчика и аудитории, составлять пресс-киты, заниматься медиапланированием и разрабатывать медиастратегии. Они приобретут навыки маркетинговых исследований и работы с брендами, а также освоят азы продуктового менеджмента, веб-аналитики, контекстной и таргетированной рекламы. Наконец, четвёртый курс направлен на получение навыков и знаний для продюсирования медиапроектов в цифровой среде. Студенты научатся организовывать работу в команде, составлять контент- и бизнес-планы, принимать грамотные производственные и управленческие решения, а также самостоятельно запускать и измерять эффективность медиапроектов.
Цель освоения дисциплины
- 1. Формирование знаний, навыков и компетенций для реализации маркетинговых и рекламных стратегий, а также создания и продвижения медиапроектов и медиапродуктов различных жанров и форматов – от журналистских текстов до аудио- и видеоконтента.
- 2. Освоение на практике полного цикла медиапроизводства в современной цифровой среде – от генерации идеи, формирования команды, составления контент-плана и исследования целевой аудитории до производства и распространения контента и анализа успешности медиапроекта.
Планируемые результаты обучения
- • Владеет навыками мониторинга и анализа информационного поля и его сегментов.
- • Умеет определять степень актуальности, эксклюзивности и социальной значимости инфоповодов.
- • Обладает умением сбора и извлечения информации из письменных и устных источников.
- • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре жёсткая новость.
- • Обладает навыками подготовки к интервью
- • Владеет психологическими техниками ведения интервью.
- • Умеет редактировать медиатекст в жанре интервью.
- • Знает этические и правовые аспекты согласования интервью, в том числе предусмотренные федеральным Законом о СМИ.
- • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре репортаж
- • Обладает навыками «полевой» работы при сборе информации для репортажа.
- • Владеет навыками сторителлинга при создании репортажных текстов.
- • Разбирается в специфике событийного, специального, трэвел- и других видов репортажа.
- • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре лонгрид.
- • Владеет навыками сторителлинга при создании мультимедийного лонгрида.
- • Владеет навыками визуализации текстового контента при создании мультимедийного лонгрида.
- • Умеет адаптировать материалы к требованиям цифровых платформ, а также конкретных медиа и их аудитории.
- • Владеет практиками фактчекинга при редактировании медиатекстов.
- • Разбирается в специфике продвижения текстового контента в условиях новых медиа.
- Знает основные теории маркетинга в социальных сетях и способен применять их на практике.
- Умеет планировать и продвигать контент в социальных сетях с учётом их технологических особенностей.
- Способен определять ключевые метрики и осуществлять анализ эффективности маркетинговых кампаний в соцсетях.
- Знает перспективные тенденций и ключевые инновации в области SMM.
- Имеет представление о ключевых жанрах и форматах видеоконтента и их эволюции в эпоху цифровых медиа.
- Умеет формулировать тему и идею видеоматериала, в том числе на основе запроса заказчика и потребностей целевой аудитории
- Умеет применять классический законы драматургии в экранной практике.
- Владеет основными принципами сторителлинга при написании сценария для видеоконтента.
- Умеет оформлять заявки на сценарий, экспликации и сценарный план и понимает их специфику.
- Умеет анализировать и редактировать сценарные документы документальных кино -и видеосценариев
- Понимает специфику различных программ для оформления сценария.
- Умеет готовиться к съёмкам и обладает навыками препродакшена на всех этапах.
- Умеет составлять смету при подготовке к съёмкам видеоматериала.
- Владеет навыками презентации (питчинга) сценария.
- Разбирается в истории развития операторского искусства.
- Понимает ответственность каждого члена съемочной группы и умеет распределять роли в команде.
- Понимает основные принципы построения визуальной композиции.
- Понимает, что такое экспозиция и как правильно её настроить.
- Знает разные типы объективов и умеет их правильно выбирать.
- Умеет правильно настраивать камеру в зависимости от задач съемок.
- Понимает важность звука в экранных произведениях и разбирается в его типологии.
- Умеет выставлять свет и понимает его значимость в экранных произведениях.
- Разбирается в нюансах мультикамерной съемки.
- Имеет представление о ключевых элементах киноязыка.
- Разбирается в в различных видах монтажа при создании видеоконтента.
- Владеет общими приёмами монтажа изображения и звука.
- Владеет методами и приёмами, используемыми при обработке видеоизображения с помощью цифровых компьютерных и мобильных программ.
- Умеет читать монтажный лист.
- Владеет навыками создания материалов в различных форматах и жанрах.
- Разбирается в технической составляющей аудиовизуального продукта.
- Владеет функционалом профессиональных программ по видеомонтажу.
- Знаком с организационно-экономическими условиями функционирования видеопроизводства.
- Владеет навыками аналитической работы с экономической информацией.
- Умеет оценивать конкурентоспособность и эффективность экранных произведений.
- Владеет навыками презентации и защиты проекта в рамках питчинга.
- Умеет работать в кадре на проектах любой сложности.
- Владеет навыками работы корреспондента и ведущего.
- Умеет анализировать входящую информацию, структурировать её и формулировать маркетинговые цели и задачи.
- Умеет собирать данные о рынке, продукте/услуге и конкурентах.
- Умеет разрабатывать маркетинговый план.
- Способен применять в практической работе интегрированные маркетинговые коммуникации.
- Владеет навыками работы в команде и навыками самопрезентации.
- Понимает основы продуктового маркетинга.
- Понимает связь продуктовых и маркетинговых метрик и умеет принимать решения о подборе ключевых из них для развития и продвижения продуктов
- Умеет рассчитывать эффективность и планировать рекламные кампании, исходя из юнит-экономики продукта.
- Понимает связь статистики с интернет-рекламой и использует основы статистики для создания и анализа рекламных кампаний.
- Понимает назначение контейнера тегов и счётчиков веб-аналитики и умеет их использовать.
- Умеет использовать базовые отчеты в системах веб-аналитики для анализа рекламных кампаний.
- Понимает основные концепции и методы контекстной рекламы.
- Имеет представление о платформенных экосистемах для контекстной рекламы.
- Понимает алгоритмы работы аукционов и расчетов ставок.
- Способен разрабатывать и настраивать рекламные кампании.
- Использует аналитические инструменты для оценки эффективности рекламы.
- Понимает принципы работы с ключевыми словами и семантическим ядром.
- Владеет навыками создания привлекательных и релевантных рекламных объявлений.
- Понимает законодательные и этические нормы в контекстной рекламе.
- Умеет принимать решения по оптимизации рекламных кампании на основе данных из систем веб-аналитики.
- Понимаете основные инструменты и концепции визуализации данных в маркетинге.
- Умеет создавать отчеты для принятия решений об эффективности рекламных кампаний с помощью BI.
- Знает ведущие рекламные платформы для создания рекламы в Telegram.
- Понимает принципы таргетированной рекламы.
- Умеет создавать и оптимизировать рекламные кампании в российских соцсетях.
- Обладает высокой культурой устной речи.
- Умеет создавать образ в кадре с помощью вербальных и визуальных средств.
- Владеет ключевыми терминами, категориями и понятиями в маркетинге.
- Умеет проводить SWOT-анализ и выстраивать PESO-модель
- Знает принципы и этапы жизненного цикла товара
- Умеет проводить анализ информации о рынке и составлять “маску” на основе решетчатого анализа
- Умеет работать со сбором и классификацией информации и портретом целевой аудитории
- Понимает различия рынков В2В, B2C и С2С
- Владеет инструментами маркетинговой аналитики: SWOT-анализ, PESTEL-анализ, Матрица БКГ, Матрица Маккензи, Анализ пяти сил Портера
- Понимает принципы организации товарной и инновационной политики в компании
- Владеет инструментами и стратегиями дистрибутивной политики компании
- Объясняет ключевые понятия, цели, функции и виды рекламы в современной коммуникационной среде
- Описывает структуру рекламного рынка и роль его ключевых участников (рекламодатели, агентства, медианосители, целевая аудитория)
- Классифицирует типы медианосителей (традиционные и цифровые) и анализирует их специфику для эффективного размещения рекламы
- Анализирует рекламные продукты и кампании, выявляя их сильные и слабые стороны, целевую аудиторию и использованные креативные стратегии.
- Проводит анализ потребностей и запросов целевых аудиторий для формирования релевантных рекламных сообщений
- Разрабатывает основные элементы рекламной кампании: от определения цели и аудитории до выбора каналов коммуникации.
- Формулирует креативную концепцию и ключевое сообщение рекламного продукта
- Создаёт и обосновывает креативные решения (текстовые и визуальные) для различных медиаканалов.
- Понимает и применяет основные принципы правового и этического регулирования рекламной деятельности.
- Презентует и аргументированно защищает свои рекламные идеи и проекты.
- Работает с основными типами рекламных брифов и технических заданий.
- Эффективно работает в команде над созданием коммуникационного продукта на всех этапах его разработки.
- Владеет навыками производства контента с учётом потребностей целевой.
- Умеет разрабатывать индивидуальный план продвижения контента для конкретной компании с учётом её целей и специфики бренда.
- Использует современные технологии и инструменты автоматизации.
- Знает ключевые различия медиаменеджмента и других видов управления.
- Имеет представление об основных точках жизненного цикла креативного проекта.
- Имеет представление о теории и практике организации и управления креативного проекта с позиции его заказчика (владельца)/менеджера.
- Имеет представление о ролях в креативной команде, грамотном планировании работы в команде и эффективном взаимодействии в команде.
- Имеет представление о применение различных методов и инструментов для управления проектом: Agile, Scrum, Kanban, Waterfall. Может провести их сравнительную характеристику, назвать удобство применения в различных ситуациях.
- Имеет представление о MVP и классическом подходе к реализации проекта;
- Имеет представление о методах проведения анализа и сбора информации для креативного проекта, в т.ч. об анализе потребностей и целей креативного проекта.
- Умеет составлять бюджет креативного проекта, рассчитывать риски; имеет представление и навыки работы в специализированных инструментах для подобных расчетов.
- Имеет представление о способах контроля за реализацией плана креативного проекта.
- Умеет применять эффективные визуальные инструменты для обсуждения рабочих проектов.
- Имеет представление о методике подготовки финансового отчета.
- Имеет представление о методах анализа эффективности креативного проекта, оценки работы креативной команды.
- Имеет представление о организационно-юридических особенностях деятельности организаций в сфере медиакоммуникаций.
- Понимает особенности и риски участия в рабочей деятельности без договора и различия и главные особенности основных видов договоров, применяющихся в сфере креативной деятельности.
- Умеет представлять свой/своей команды креативный проект перед аудиторией в соответствии с установленными критериями.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел 8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 15
- Раздел 16
- Раздел 17
- Раздел 18
- Раздел 19
- Раздел 20
- Раздел 21
- Раздел 22
- Раздел 23
- Раздел 24
- Раздел 25
- Раздел 26
- Раздел 27
- Раздел 28
- Раздел 29
- Раздел 30
- Раздел 31
- Раздел 32
- Раздел 33
- 1 модуль. Сценарное искусство. Сторителлинг в экранных произведениях
- Поиск темы и идеи для экранного произведения
- Правила оформления сценария
- Основы экранной драматургии
- Видеопротрет человека
- Раскрытие темы и/или проблемы в видеоматериале
- Законы драматургии и современные форматы видеоконтента
- От preproduction к production
- 2 модуль. Операторское искусство. Введение в операторское искусство
- Визуальная композиция в видео
- Экспозиция и оптика
- Технические настройки камеры и основы работы со звуком
- Постановка света
- Съёмка этюда
- Разбор итоговых работ и подготовка к монтажу
- 3 модуль. Монтаж экранного произведения. Введение в видеомонтаж
- Монтаж: основные принципы и ключевые понятия
- Монтаж интервью/беседы
- Особенности монтажа репортажа
- Особенности монтажа портретного очерка
- Монтаж вертикальных видео
- Монтаж рекламных и имиджевых видео
- Аудиовизуальный сторителлинг
- Оформление видеоматериалов
- Подготовка материалов к защите
- 4 модуль. Работа в кадре и продюсирование видеоконтента. Формирование рынка экранных произведений
- Финансирование деятельности медиапредприятий
- Правовые процессы продвижения экранного произведения
- Сбыт контента и услуг в медиаиндустрии: медиамаркетинг
- Поиск своей аудитории, жанры и форматы
- Подготовка к эфиру
- Работа над речью и образом
- Работа в студии и “в поле”
- Подготовка к питчингу экранных произведений
- 3 курс. Введение в маркетинг
- 4Р-модель Котлера (маркетинг-микс)
- Целевая аудитория и каналы коммуникации
- Исследования рынка и конкурентов
- Реклама в Telegram и таргетированная реклама в российских соцсетях
- Брендинг.
- Веб-аналитика, визуализация данных и BI-аналитика в маркетинге
- Стратегический маркетинг и стратегическое маркетинговое планирование.
- Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) и современные технологии медиа
- ИИ и нейросети в маркетинге
- Понятие и история развития рекламы
- Специфика рекламы как социально-коммуникативной технологии
- Разработка и производство рекламной продукции
- Политическая реклама
- Понятие и история социальной рекламы
- Товарная реклама
- Рекламная кампания
- SMM и социальные сети: введение
- Контент-стратегия
- Аналитика в социальных сетях
- Анализ Big Data в социальных сетях
- Особенности SMM в B2B
- Специалисты по SMM
- Эксперименты и инновации в SMM
- Стратегии SMM на примере бизнеса
- SMM-стратегии для развития городской среды
- Медиатизация культуры и SMM
- Основы продуктового маркетинга
- Анализ бизнес-показателей и статистика в маркетинге.
- Основы веб-аналитики для подготовки интернет-рекламы.
- Введение в контекстную рекламу.
- Создание поисковой рекламной кампании, рекламная сеть Яндекса (РСЯ) и Мастера-кампаний.
- Кампании для e-comm. Смарт-баннеры, динамические объявления, товарная кампания.
- Медийные и остальные перформанс-кампании.
- Реклама в Telegram и таргетированная реклама в российских соцсетях.
- Веб-аналитика, визуализация данных и BI-аналитика в маркетинге.
Элементы контроля
- Написание новостных текстовСтуденты создают и продвигают в медиа тексты в жанре жёсткая новость. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – от 800 до 1200 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, интервьюируют ньюсмейкеров, выбирают цитаты, пишут материалы и сохраняют их в Google-документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои тексты и договариваются об их публикации в медиа или новостных пабликах. В случае, если какая из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля. Критерии оценивания Каждая письменная работа (новостной текст) оценивается по десятибалльной шкале. Итоговая оценка является средним арифметическим тех баллов, которые были получены за каждый материал.
- Написание интервьюСтуденты ищут героев, составляют список вопросов, берут, расшифровывают, пишут и редактируют интервью. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 9-12 тысяч знаков с пробелами. Как минимум одно интервью должно быть экспертным (человек интересен как специалист в определённой области) и одно – портретным (человек интересен сам по себе). Студенты сохраняют интервью в Google-документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа.
- Написание репортажейСтуденты собирают информацию в ходе «работы в поле», интервьюирует героев, пишут и редактируют тексты в жанре репортаж. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 9-12 тысяч знаков с пробелами. Один репортаж должен быть из серии «Журналистский эксперимент» или «Журналист меняет профессию», один – событийным (в центре внимание – событие или мероприятие) и один – специальным (посвящён важной социальной проблеме). Студенты сохраняют репортажи в Google-документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа. Кроме того, в течение модуля студенты должны написать несколько креативных зарисовок объёмом 500-800 знаков. В их числе – портрет-угадайка (читатель должен угадать знаменитость по описанию его внешности, манеры поведения и речевых особенностей), описание сцены из фильма, описание пейзажа и так далее. Итоговое количество репортажей определяется преподавателем в зависимости от специфики группы, но должно быть единым единым для всех студентов группы. Просьбы студентов о выполнении дополнительных к определенному преподавателем количеству репортажей не рассматриваются.
- Написание текстовых материалов для мультимедийного лонгридаСтуденты разбиваются на команды (не более 3 человек) и под руководством преподавателя выполняют письменные работы – текстовые материалы для мультимедийного лонгрида, за которые выставляется единая оценка. Студенты сохраняют материалы в Google-документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа. Общий объём текстов – от 15 до 27 тысяч знаков с пробелами.
- Анализ медиасообществСтуденты анализируют существующие сообщества в социальных сетях (ВКонтакте, Телеграме, ЯндексДзене и др.) на интересную им тему. Их задача – выявить основные элементы SMM-стратегии того или иного медиа, его контентной политики, а также структуру и показатели активности аудитории. На основе анализа они готовят аналитическую записку, написанную в свободном стиле. Объём текста – от 8 до 12 тысяч знаков с пробелами. По мотивам своей аналитической записки студенты делают доклад с презентацией на семинарских занятиях. Доклад длится 20-30 минут, после чего они отвечают на вопросы преподавателя и аудитории.
- Ведение сообщества в новых медиаСтуденты разбиваются на команды (не более 3 человек), создают свою группу на одной из цифровых платформ или договариваются о сотрудничестве с администраторами уже существующего паблика и наполняют его текстовым и аудиовизуальным медиаконтентом не реже 2-3 раз в неделю Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале.
- Концепция медиапроектаСтуденты разбиваются на команды (5-8 человек) и разрабатывают концепцию медиапроекта, который они будут реализовывать на протяжении всего курса. Концепция представляет собой связный, логичный, хорошо структурированный текст объёмом от 20 тысяч знаков с пробелами. В нём они должны подробно описать миссию, цели и задачи своего медиапроекта; объяснить выбор форматов, жанров и рубрик; изложить техническое задание для каждого члена команды; предоставить анализ целевой аудитории, а также подробные контент- и бизнес-планы. Каждая команда выступает с докладом на одном из занятий и в течение 20-30 минут презентует свою концепцию на открытой защите, после чего отвечает на вопросы преподавателя и аудитории
- Реализация медиапроектаСтуденты продолжают работать в командах (5-8 человек) и в течение двух модулей реализуют концепцию своего медиапроекта. В соответствии с ранее разработанными бизнес- и контент-планами они запускают своё медиа, регулярно наполняют его контентом, анализируют реакцию целевой аудитории и монетизируют свои медиапродукты. Результаты своей работы они презентуют на открытой защите - в течение 20-30 минут они подробно рассказывают о том, насколько успешно им удалось выполнить утверждённые ранее контент- и бизнес-планы. После выступления они отвечают на вопросы преподавателя и аудитории. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале.
- Написание и презентация сценарияНа семинарских занятиях студенты разбиваются на команды по 5-6 человек и пишут 3-4 сценария для экранных произведений, над которыми они будут работать в течение всего учебного года. Хронометраж каждого из них — не более 10 минут. Первый сценарий — для серии коротких роликов (reels или shorts). Второй сценарий — для видеоматериала, в котором раскрывается судьба человека (портретный очерк, интервью, видеоподкаст). Третий сценарий — для видеоматериала, в котором раскрывается социально важная тема или проблема (специальный репортаж, сюжет, короткая документалка). Четвёртый сценарий — на тему по выбору студентов. Все они в совокупности входят в состав итогового портфолио, которое каждая команда презентует в формате питчинга в конце модуля. Каждый текст оценивается по десятибалльной шкале. Итоговая оценка является средним арифметическим тех баллов, которые были получены за каждый материал. В случае, если какая-то из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
- Съёмка видеоматериаловНа семинарских занятиях студенты разбиваются на команды по 5-6 человек и снимают видео для экранных произведений, над которыми они работают в течение всего учебного года. Экранизируют один из сценариев. Хронометраж любого из них — не более 10 минут. Первый материал — для серии коротких роликов (reels или shorts). Второй материал — для экранного произведения, в котором раскрывается судьба человека (портретный очерк, интервью, видеоподкаст). Третий материал — для экранного произведения, в котором раскрывается социально важная тема или проблема (специальный репортаж, сюжет, короткая документалка). Четвёртый материал — на тему по выбору студентов. Отснятый материал презентуется в конце модуля. Материал оценивается по десятибалльной шкале.
- Монтаж видеоматериаловНа семинарских занятиях студенты разбиваются на команды по 5-6 человек и монтируют в специальных монтажных программах свои экранные произведения, над которыми они работают в течение всего учебного года. Для оценивания должен быть смонтирован один из материалов. Хронометраж каждого из них — не более 10 минут. Первый материал — для серии коротких роликов (reels или shorts). Второй материал — для экранного произведения, в котором раскрывается судьба человека (портретный очерк, интервью, видеоподкаст). Третий материал — для экранного произведения, в котором раскрывается социально важная тема или проблема (специальный репортаж, сюжет, короткая документалка). Четвёртый материал — на тему по выбору студентов. Все они в совокупности входят в состав итогового портфолио, которое каждая команда презентует в формате питчинга в конце модуля. Каждый материал оценивается по десятибалльной шкале. Смонтированный материал презентуется в конце модуля. Материал оценивается по десятибалльной шкале.
- Работа в кадреНа семинарских занятиях происходят тренинги по работе с кадром. Студенты под руководством преподавателя записывают видео, на которых демонстрируют умение позиционировать себя в кадре, а также способность создавать необходимый образ и раскрывать тему с помощью вербальных и визуальных средств. Все эти работы в совокупности входят в состав итогового портфолио. Каждый материал оценивается по десятибалльной шкале. Итоговая оценка является средним арифметическим тех баллов, которые были получены за каждый материал. В случае, если какая-то из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
- SWOT-анализ компанииСтуденты разбиваются на малые группы по 4-5 человек. Выбирают себе компанию, на примере которой будут выполнять все дальнейшие работы. Цель данного этапа работы - провести комплексный анализ выбранной компании ее сильных и слабых сторон, возможностей улучшения позиции компании в рыночной нише, потенциальных угрозы со стороны рынка. Также нужно провести перекрестный анализ каждой позиции SWOT-анализа и выработать стратегию поведения компании с учетом полученных результатов. Работа оформляется в виде реферата и презентации в аудитории.
- Маркетинговый планСтуденты в составе малых групп по 4-5 человек (состав определен на первом задании) разрабатывают маркетинговый план для выбранной компании. Работа начинается со сбора и анализа данных от отделов маркетинга и рекламы, анкетирования и формирования технического задания по составу маркетингового плана. Работа осуществляется поэтапно. На 1 этапе необходимо подготовить следующие разделы плана: введение, анализ рынка (анализ текущей ситуации, оценка ресурсов, возможностей и ограничений), сегментация целевой аудитории (ЦА), позиционирование, маркетинговые цели (среднесрочные и краткосрочные, поддерживающие общий вектор долгосрочного планирования) и задачи. На 2 этапе следует подготовить следующие разделы: план действий по реализации маркетинговых мероприятий, бюджетирование, мониторинг и оценка эффективности, заключение. Итогом работы является составление маркетингового плана объёмом 15–30 страниц. Студенты по просьбе преподавателя могут защитить его в ходе устной презентации с визуальным сопровождением. Каждая презентация длится не более 30 минут.
- Проектная работаПроектная работа выполняется в течение всего курса. Цель проектной работы – вывод российского продукта на новый зарубежный рынок. Студенты изучают особенности рынка и целевой аудитории, а также конкурентов и заменители выбранного ими продукта. Студенты получают новые знания и инструменты на каждом занятии - таким образом, чтобы каждое занятие становилось этапом в процессе вывода продукта на рынок. Защита проектной работы проходит в виде презентации продукта для целевой аудитории. В проектной работы используются результаты ранее выполненных письменных работ. Защита проходит в групповом формате. Задание оценивается по 10-бальной шкале.
- Контент-анализ рекламыЦель работы - изучить процедуру проведения контент-анализа рекламы, выявить ключевые маркетинговые приемы и их эффективность. Содержание работы: 1. Подготовительный этап Изучить методику контент-анализа. Выбрать товарную категорию (мыло, одежда, бытовая химия, продукты и т. д.). Определить вид рекламы (ТВ-ролики, печатная, интернет-реклама, баннеры, видеоблоги и др.). Отобрать не менее 5 рекламных материалов одной товарной категории. 2. Разработка анкеты для контент-анализа Составить бланк анкеты, включив следующие критерии: Общие данные: название бренда, длительность ролика (для видео), источник рекламы. Ценность товара: какой ключевой выгоды для потребителя? (цена, качество, удобство и т. д.) Обстановка использования: где и как демонстрируется товар? (дом, улица, офис и т. д.) Фирменные атрибуты: логотип, слоган, корпоративные цвета. Музыка и звуки: наличие джингла, голоса за кадром, фоновой музыки. Демографические характеристики аудитории: на кого ориентирована реклама? (пол, возраст, социальный статус) Эмоциональный посыл: юмор, драма, ностальгия, страх, вдохновение и т. д. Известные персонажи: участие знаменитостей, мультгероев, инфлюенсеров. Запоминаемость слогана: есть ли слоган, насколько он яркий? 3. Проведение контент-анализа Заполнить таблицу для каждого рекламного материала. Сравнить рекламы по выбранным критериям. 4. Составить отчет о результатах исследования в виде презентации Microsoft PowerPoint . Структура презентации: Титульный лист Актуальность исследования, объект, предмет исследования, цель исследования, гипотезы исследования. Анкета для контент-анализа (перечень вопросов, критериев), например, ценность товара, обстановка использования, товарная марка, фирменные цвета, музыка и др.
- Написание рекламных текстовЦель задания - научиться анализировать целевую аудиторию и создавать рекламные тексты, которые точно соответствуют её потребностям, языку и каналам коммуникации. Студенты выполняют это задание индивидуально или в малых группах (2-3 человека). Они выбирают компанию/продукт и целевую аудиторию (ЦА). На основе глубокого анализа ЦА и выявления ее «ядра» студенты разрабатывают Уникальное Торговое Предложение (УТП) и создают пакет рекламных текстов для 3-5 различных каналов, обосновывая свой выбор. Результаты представляются в виде письменного отчета (10-15 тыс. знаков) и краткой презентации (7-12 слайдов) для защиты. Отчет должен включать в себя: описание компании и продукта, анализ и сегментацию ЦА, обоснование выбора «ядра ЦА», профиль аватара клиента, формулировку УТП, тексты для 3-5 каналов с пояснениями. Требования к текстам: Учёт особенностей аудитории (язык, боли, интересы). Соответствие формату канала (длина, стиль, визуальное сопровождение). Наличие УТП (уникального торгового предложения). Чёткий призыв к действию (CTA). Обоснование К каждому тексту написать краткое пояснение (2-3 предложения): Почему выбран такой стиль и tone of voice. Как текст решает проблемы аудитории. Почему выбран этот канал коммуникации. Дополнительные параметры: Оригинальность: Работа должна быть уникальной. Плагиат автоматически приводит к 0 баллов. Сроки сдачи: Нарушение дедлайна без уважительной причины снижает оценку на 1-2 балла. Формат: Несоответствие требуемому формату (например, отсутствие презентации) снижает оценку на 1 балл.
- Разработка рекламной стратегииСтуденты индивидуально или в малых группах (2-3 человека) выбирают реальную или вымышленную компанию/продукт. На основе комплексного анализа целевой аудитории (ЦА) и выявления ее «ядра» они разрабатывают рекламную стратегию, включающую: Уникальное Торговое Предложение (УТП) Ключевое сообщение кампании Выбор рекламных каналов Разработку концепций и оформления рекламных средств для пяти каналов: телевидение, радио, печатные издания, наружная реклама, интернет-реклама Результаты представляются в виде письменного отчета (12-18 тыс. знаков) и презентации (10-12 слайдов) для защиты. Структура отчета: Резюме (ключевые выводы и предложения) Аналитический раздел: - Описание компании, продукта/услуги - SWOT-анализ продукта/компании - Анализ целевой аудитории (сегментация, выбор «ядра ЦА») - Профиль аватара клиента (демография, психография, поведенческие характеристики) - Анализ конкурентной среды Стратегический раздел: УТП и ключевое сообщение кампании - Цели и KPI рекламной кампании - Обоснование выбора рекламных каналов - Распределение бюджета по каналам (примерное) Креативный раздел. Для каждого из 5 каналов: - Концепция рекламного средства - Вербальная составляющая (текст, сценарий) - Описание визуального оформления (цветовая палитра, шрифты, композиция) - Макет/раскадровка (для печатных и наружных материалов) Заключение (ожидаемая эффективность, рекомендации)
- Анализ медиасообществСтуденты анализируют существующие сообщества в социальных сетях (ВКонтакте, Телеграме, ЯндексДзене и др.) на интересную им тему. Их задача – выявить основные элементы SMM-стратегии того или иного медиа, его контентной политики, а также структуру и показатели активности аудитории. На основе анализа они готовят аналитическую записку, написанную в свободном стиле. Объём текста – от 8 до 12 тысяч знаков с пробелами. По мотивам своей аналитической записки студенты делают доклад с презентацией на семинарских занятиях. Доклад длится 20-30 минут, после чего они отвечают на вопросы преподавателя и аудитории.
- Ведение сообщества в новых медиаСтуденты разбиваются на команды (не более 3 человек), создают свою группу на одной из цифровых платформ или договариваются о сотрудничестве с администраторами уже существующего паблика и наполняют его текстовым и аудиовизуальным медиаконтентом не реже 2-3 раз в неделю Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку по десятибалльной шкале.
- Подготовка материалов для рекламных кампанийСтуденты анализируют сайт и конкурентную среду для подготовки рекламной кампании. В рамках данного задания необходимо подвергнуть тщательному анализу сайты конкурентов, сайт продвигаемого продукта/услуги (уникально-товарные предложения, удобство сайтов для пользователей) и целевую аудиторию, а также определить ключевые слова и семантическое ядро. Свои материалы студенты должны сдать в файле Microsoft Excel / Microsoft Word, который включает в себя следующие обязательные элементы: - целевые ключевые запросы от 50 до 100 шт; - уникально-товарные предложения (УТП); - об ъявления, прописанные с заполнением всех расширений (уточнения, отображаемая ссылка, быстрые ссылки, заголовки, тексты объявлений и дополнительные заголовки).- объяснением в свободной форме, по какому принципу подбирались ключевые запросы, УТП и возможные идеи по взаимодействию с целевой аудиторией. Общий объём пояснительного текста - от 500 до 1000 знаков.
- Групповые практические заданияСтуденты разбиваются на группы и создают поисковую рекламную кампанию, разрабатывают кампанию для Рекламной Сети Яндекса (РСЯ) и настраивают кампании на основе фида. Они выполняют задания в рекламном кабинете Яндекс Директ, предоставив доступ преподавателю. В рамках заданий студенты должны предоставить готовые кампании следующего типа: поисковая, РСЯ и кампания с динамическими объявлениями и/или кампанию со смарт-баннерами. В каждой кампании должны присутствовать не более 100 целевых запросов и не менее 3 объявлений на группу объявлений. Студентам необходимо самостоятельно проставить настройки кампаний на основе информации, полученной на занятиях.
- Итоговое групповое заданиеСтуденты готовят и презентуют в течение 15-20 минут полностью настроенный аккаунт в Яндекс.Директ, готовый для запуска рекламных кампаний. В презентацию должны войти: общий обзор кампании и её целей, детальный разбор настроек кампании, примеры объявлений и ключевых слов, а также аргументированное объяснение шагов по выбору тех или иных настроек рекламных кампаний.
- Создание BI-дашборда для оценки эффективности рекламных кампанийСтуденты создают интерактивный BI-дашборд в браузерной бесплатной версии программы DataLense. Они формируют аналитический отчёт, содержащий визуализацию количественных данных и состоящий из набора интерактивных графиков и текстовых рекомендаций по результатам интернет-продвижения (будут представлены две таблицы-“песочницы”).
- .
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.1 * Ведение сообщества в новых медиа + 0.1 * Ведение сообщества в новых медиа + 0.1 * Написание интервью + 0.1 * Написание интервью + 0.6 * Написание новостных текстов + 0.6 * Написание новостных текстов + 0.1 * Написание репортажей + 0.1 * Написание репортажей + 0.1 * Написание текстовых материалов для мультимедийного лонгрида + 0.1 * Написание текстовых материалов для мультимедийного лонгрида
- 2023/2024 4th module0.3 * Анализ медиасообществ + 0.3 * Анализ медиасообществ + 0.3 * Концепция медиапроекта + 0.3 * Концепция медиапроекта + 0.4 * Реализация медиапроекта + 0.4 * Реализация медиапроекта
- 2024/2025 3rd module0.5 * Написание и презентация сценария + 0.5 * Написание и презентация сценария + 0.5 * Съёмка видеоматериалов + 0.5 * Съёмка видеоматериалов
- 2024/2025 4th module0.5 * Монтаж видеоматериалов + 0.5 * Монтаж видеоматериалов + 0.5 * Работа в кадре + 0.5 * Работа в кадре
- 2025/2026 2nd module0.1 * SWOT-анализ компании + 0.1 * SWOT-анализ компании + 0.05 * Контент-анализ рекламы + 0.05 * Контент-анализ рекламы + 0.1 * Маркетинговый план + 0.1 * Маркетинговый план + 0.15 * Написание рекламных текстов + 0.15 * Написание рекламных текстов + 0.3 * Проектная работа + 0.3 * Проектная работа + 0.3 * Разработка рекламной стратегии + 0.3 * Разработка рекламной стратегии
- 2025/2026 4th module0.05 * Групповые практические задания + 0.05 * Групповые практические задания + 0.2 * Анализ медиасообществ + 0.2 * Анализ медиасообществ + 0.3 * Ведение сообщества в новых медиа + 0.3 * Ведение сообщества в новых медиа + 0.2 * Итоговое групповое задание + 0.2 * Итоговое групповое задание + 0.05 * Подготовка материалов для рекламных кампаний + 0.05 * Подготовка материалов для рекламных кампаний + 0.2 * Создание BI-дашборда для оценки эффективности рекламных кампаний + 0.2 * Создание BI-дашборда для оценки эффективности рекламных кампаний
- 2026/2027 3rd module1 * . + 1 * .
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 1460 - Битва за подписчика «ВКонтакте»: SMM-руководство - А.Сенаторов - Альпина Паблишер - 9785961436976 - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1460 - Alpina
- SMM и SEO-технологии : учебное пособие / Ю. П. Беленькая, А. Ю. Бережнов, А. С. Новикова, П. И. Срыбная. — Ставрополь : СКФУ, 2017. — 62 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155537 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика : учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13584-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511064 (дата обращения: 04.07.2025).
- Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент : учебник для вузов / Б. З. Зельдович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11729-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518357 (дата обращения: 04.07.2025).
- Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 25 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., исп. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 168 с. — ISBN 978-5-7567-0963-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115623 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Медиаменеджмент : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Депцова, С. А. Нечитайло, А. А. Гнутова [и др.]. — Самара : Самарский университет, 2022. — 78 с. — ISBN 978-5-7883-1783-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/336479 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Медиаменеджмент и медиамаркетинг : учебное пособие / А. А. Нечитайло, А. А. Гнутова, Н. В. Прядильникова [и др.]. — Самара : Самарский университет, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-7883-1857-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/336710 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. SMM, рынок M&A : учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14314-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512454 (дата обращения: 04.07.2025).
- Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера - 978-5-4461-1028-5 - Щербаков С.А. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/342308 - 342308 - iBOOKS
- Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021
- Термоядерный контент. Практическое руководство по созданию текстов для SMM. - 978-5-9775-6880-7 - Холмогоров В. А. - 2022 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/385762 - 385762 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- 21760 - Питчинг: Как представить и продать свою идею - А.Гудкова - Альпина ПРО - 9785961439878 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21760 - Alpina
- 22492 - Жёсткий SMM: Выжать из соцсетей максимум - А. Лайт; Д.Кеннеди; К.Уэлш-Филлипс - Альпина Паблишер - 9785961473599 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22492 - Alpina
- SMM: эффективное продвижение в соцсетях. Практическое руководство. — 2-е изд., перераб. и доп. - 978-5-9775-6861-6 - Новожилова И. А. - 2022 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/385756 - 385756 - iBOOKS
- Королёв, Е. А. 33 урока для будущих журналистов : учебное пособие / Е. А. Королёв, Н. А. Павлушкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-3915-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.