• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии

Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на 3 модуля и включает в себя два основных блока, изучаемых параллельно: - в рамках первого блока учащиеся знакомятся с различными аспектами делового взаимодействия в межкультурной среде: самопрезентация, управление персоналом и работа в команде, деловой этикет, подготовка и проведение публичного выступления, переговоры, урегулирование конфликтов, и т.д. Обучение происходит на основе ролевых игр, кейсов, мозгового штурма и дискуссий. - целью второго блока является ознакомление слушателей с особенностями классификаций национальных и деловых культур разных стран мира и их влияние на деловое поведение, выполнение поставленных задач и стратегии в международной деловой среде. В рамках дисциплины студенты имеют возможность изучить и сравнить специфику культуры России, западных стран (США, Германия, Италия, Великобритания, Франция), азиатского региона (Китай, Япония, Индия), Скандинавии, Восточной Европы и Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами необходимыми компетенциями коммуникации в межкультурном пространстве (как в глобальном, так и в локальном масштабе), необходимыми для решения социально-коммуникативных задач, эффективного функционирования в профессиональной (деловой) и академической среде. В ходе обучения формируются навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями разных культур, умения использовать коммуникативные стратегии для работы в группе, необходимые для будущих специалистов в области программной инженерии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с базовыми аспектами теории Г. Хофстеде. Способен применить интерактивный стиль в профессиональной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Китая.
  • Знаком с базовыми аспектами теории Р. Льюиса. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Германии.
  • Знаком с базовыми понятиями теории Э. Холла. Умеет смоделировать и провести знакомство и деловую беседу с новыми партнерами. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры США.
  • Знаком с ключевыми понятиями и определениями кросс-культурной коммуникации. Имеет представление о культуре групп.
  • Знаком с моделью DMIS (Милтон-Беннета). Знаком с аспектами национальной культуры. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры России.
  • Знаком с общими понятиями международного маркетинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Бразилии и африканских стран.
  • Знаком с общими принципами работы в интернациональной команде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры скандинавских стран.
  • Знаком с основными видами и приемами вербальной и невербальной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Японии.
  • Знаком с основными понятиями и подходами национального брэндинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры стран Восточной Европы.
  • Знаком с основными стратегиями управления непродуктивной коммуникацией. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Италии и Испании.
  • Способен определить особенности стилей коммуникации. Способен адаптировать стиль коммуникации к ситуации профессионального общения. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Великобритании.
  • Умеет использовать основные стратегии публичного выступления и проведения переговоров в профессиональной межкультурной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Индии.
  • Умеет использовать основные стратегии урегулирования конфликтов в профессиональной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Франции.
  • Умеет распознавать типы вопросов при общении в профессиональной среде и использовать соответствующие стратегии коммуникации при ответах. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры арабских стран.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Introduction to building cultural awareness. Culture and communication.
  • Developmental Model of Intercultural Sensitivity. Сulture and culture shock. Сultural profile: Russia
  • Сross-cultural theory of E.T. Hall. First meetings: introductions, small talk. Cultural profile: USA
  • G. Hofstede’s cultural dimensions. Interactive communication style. Cultural profile: China
  • R. Lewis’ theory. Cultural profile: Germany.
  • Сommunication styles. Cultural profile: UK
  • Verbal and non-verbal communication. Cultural profile: Japan.
  • Dealing with difficult communicators. Cultural profile: Italy and Spain.
  • Presenting and negotiating across cultures. Сultural profile: India
  • Managing conflict. Cultural profile: France
  • Handling questions. Cultural profiles: Arab countries.
  • Business Across Cultures. Global Marketing.
  • Working in an International Team. Cultural profile: Scandinavia
  • Branding Nations. Cultural profile: Slavic countries.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brett, J.M. Negotiating Globally: How to Negotiate Deals, Resolve Disputes, and Make Decisions Across Cultural Boundaries / Jeanne M. Brett. – 3rd ed. – San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2014. – 320 p. – ISBN 9781118602614. – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=1651185&query=negotiating%2Bglobally
  • Halverson, C.B. Effective Multicultural Teams: Theory and Practice / ed. by Claire B.Halverson, S. Aqeel Tirmizi. – Dordrecht: Springer Science + Business Media B.V., 2008. – 299 p. – (Advances in Group Decision and Negotiation; Vol. 3). – ISBN 9781402069567. – Текст: электронный // БД Springer Books [сайт]. – URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4020-6957-4
  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Lewis, R.D. When Teams Collide: Managing the International Team Successfully / Richard D. Lewis. – London; Boston: Nicolas Brealey Publishing, 2012. – 321 p. – ISBN 9781904838357. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=47354
  • Moran, R.T. Managing Cultural Differences: Global Leadership Strategies for the 21st Century / Robert T. Moran, Philip R. Harris, Sarah V. Moran. – 7th ed. – Burlington; Oxford: Elsevier Inc., 2007. – 708 p. – (Managing Cultural Differences). – ISBN 978750682473. - Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=3562904&query=Moran%252C%2BRobert%2BT
  • Багана, Ж. Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие / Ж. Багана, Н. И. Дзенс, Ю. Н. Мельникова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 308 с. — ISBN 978-5-9765-2813-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92727 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кулинич, М.А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / М.А.Кулинич, О.А.Кострова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9765-2823-9. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/92713/#1 (дата обращения: 27.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы межкультурной коммуникации. Государственные и национально-культурные символы : учебное пособие / под редакцией Л. Г. Викуловойи Е. Ф. Серебренниковой. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 277 с. — ISBN 978-5-9765-4270-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юдина, А. И.  Культурная политика: межкультурная коммуникация и международные культурные обмены : практическое пособие для вузов / А. И. Юдина, Л. С. Жукова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 47 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11591-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0478-6 (КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445690 (дата обращения: 28.08.2023).