• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Конституционное право России

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства» и «Теория права» (в освоенном объеме). В результате изучения дисциплины студенты должны знать: понятие, место и роль конституционного права в российской правовой системе; особенности и источники конституционного права, соотношение конституционного и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание конституционных правоотношений, принципы конституционного права; основные этапы развития конституционного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы конституционного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Иметь навыки: самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения конституционных споров, оценки правовых последствий решений, принятых конституционными судами, а также иными органами, рассматривающими конституционный спор; составления документов, связанных с реализацией и защитой конституционных прав. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении иных отраслевых юридических дисциплин, подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области конституционного права • выработка навыков анализа источников конституционного права и использования принципов и норм конституционного права в практической деятельности юриста • выработка умения логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и навыки • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями конституционных прав и конституционного законодательства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Понимает предмет конституционного права и знает наиболее значимые отличия отрасли конституционного права от иных отраслей права. Понимает систему конституционного права. Знает понятие конституционных правоотношений и характеристику их элементов. Ориентируется в источниках конституционного права.
  • • Знает юридические свойства конституции. Понимает сущность конституции. Ориентируется в процедурах пересмотра конституции и принятия конституционных поправок. Владеет знаниями о способах толкования Конституции Российской Федерации. Знает историю развития Конституции Российской Федерации
  • • Понимает исторические особенности и значение российского федерализма. Знает характеристики конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Представляет себе основные параметры территориальной организации Российской Федерации. Ориентируется в системе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Имеет представление о государственных символах Российской Федерации.
  • • Освоил основы теории правового положения личности, проследил эволюцию признания основополагающих прав. Умеет классифицировать закрепленные Конституцией и международным правом основополагающие права. Имеет представление о содержании и ограничениях основных прав, о судебных и иных гарантиях их защиты.
  • • Умеет использовать при решении конкретных казусов тест на пропорциональность в качестве универсального аналитического инструментария. Понимает суть и формы дискриминации (прямой, косвенной, позитивной, обратной). Имеет представление о принципе правовой определенности и правилах действия закона во времени в контексте идеи верховенства права.
  • • Знает легальное определение гражданства (подданства). Ориентируется в основных положениях о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации. Умеет различать и оценивать меры, направленные на принудительное удаление иностранных граждан с территории Российской Федерации. Различает правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • • Осведомлен о типичных моделях организации публичной власти в Российской Федерации на региональном уровне. Знает основные формы взаимодействия между федеральными и региональными органами. Представляет себе эволюцию статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
  • • Знает основные характеристики статуса Президента Российской Федерации. Знает основные функции и полномочия Президента Российской Федерации. Понимает структуру органов при Президенте Российской Федерации. Знает основные правовые формы властных решений Президента Российской Федерации. Осведомлен о логике взаимоотношений Президента РФ с иными органами государственной власти. Знает о порядке формирования основных федеральных органов исполнительной власти.
  • • Представляет себе эволюцию российского парламентаризма. Знает основные элементы статуса Государственной Думы, Совета Федерации, а также статуса парламентария. Осведомлен о формах взаимодействия между законодательным (представительным) и исполнительными органами государственной власти РФ. Представляет себе последовательность действий в ходе законотворческого процесса.
  • • Понимает роль и значение судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Знает основные элементы правового статуса судей. Ориентируется в общих принципах и видах судопроизводства, основных полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации.
  • • Понимает, что такое избирательное право и избирательная система. Знает стадии избирательного процесса. Ориентируется в избирательных процедурах выборов депутатов Государственной Думы. Осведомлен о ключевых элементах правового статуса зарегистрированного кандидата.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное право как отрасль права
  • Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации
  • Основы конституционного строя России
  • Основополагающие права и свободы
  • Порядок правомерного ограничения основополагающих прав
  • Политические права граждан
  • Гражданство РФ и правовой статус иностранных граждан
  • Территория и федеративное устройство
  • Органы государственной власти субъектов РФ
  • Президент и Правительство Российской Федерации
  • Основы парламентского права РФ
  • Судебная система Российской Федерации
  • Основы избирательного права в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1 (1 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме решения задачи. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагает для решения задачи темы из числа пройденных на 1 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 40 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные семинаристом, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом из другой группы, иного варианта работы, нежели предложенный студенту, или ее проведение не во время занятия не допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. В ином случае общая (суммарная) оценка за контрольную работу не может быть менее 1 балла. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и обоснованными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок за контрольную работу по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальными нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ при необходимости производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий Экзамен №1 (1 курс)
    : Экзамен 1 проводится в конце первого курса по темам, изученным в первый год обучения. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего объема материала на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2 частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания обычно представляются в виде текста (описания фабулы дела). Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором.
  • неблокирующий Работа на семинарах (1 курс)
    Семинарская работа оценивается на основании качества и количества решенных студентом за соответствующее полугодие семинарских задач с учетом также его посещаемости семинарских занятий и ответов на иные вопросы преподавателя. Максимальная оценка – 5 баллов. Работа студента оценивается семинаристом по шкале от 1 до 5 баллов с применением соответствующего коэффициента. Оценка 0 баллов выставляется только в случае, если студент не присутствовал ни на одном семинаре; в противном случае выставляется оценка 1 балл или выше.
  • неблокирующий Контрольная работа №2 (2 курс)
    Контрольная работа проводятся в форме решения задачи. Целью контрольной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагает для решения задачи темы из числа пройденных на 2 году обучения. Контрольная работа, как правило, проводится одновременно во всех семинарских группах. Продолжительность контрольной работы составляет 40 минут. Пользоваться иными источниками, чем указанные семинаристом, при написании контрольной работы запрещается. Студент, отсутствовавший во время написания контрольной работы, либо не сдавший работу в срок, получает 0 баллов. Написание контрольной работы студентом из другой группы, иного варианта работы, нежели предложенный студенту, или ее проведение не во время занятия не допускаются. В случае списывания или иного нарушения студентом академических норм в ходе проведения контрольной работы, наличия у студента запрещённых преподавателем письменных источников или устройств (телефон, ноутбук и пр.) за контрольную работу по данной теме выставляется 0 баллов. В ином случае общая (суммарная) оценка за контрольную работу не может быть менее 1 балла. О дате проведения контрольной работы студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Непосредственно после проведения контрольной работы преподаватель сообщает студентам, какие ответы являются верными и обоснованными и почему. Проверка работ и объявление студентам оценок за контрольную работу по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальными нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ при необходимости производится в часы консультаций преподавателя, ведущего семинарские занятия.
  • неблокирующий Экзамен №2 (2 курс)
    Экзамен 2 проводится в конце 1 полугодия 2 курса по темам, изученным в первый и второй годы обучения. Экзамен проводится в письменной форме в дату, определённую расписанием сессии, как правило, одновременно во всех семинарских группах. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Не допускается использование для проведения экзамена задач, ранее разбиравшихся в ходе семинарских занятий. На написание экзамена отводится 80 минут. В ходе выполнения экзаменационного задания студентам разрешается использовать нормативно-правовые акты, а также судебную практику. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей, предполагающих решение двух задач (кейсов) по темам, входящим в объем проверки согласно настоящему пункту. Условия задания обычно представляются в виде текста (описания фабулы дела). Фабула содержит достаточное для решения задачи описание правовой ситуации (правоотношения). В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Преподаватель, организующий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Работа на семинарах (2 курс)
    Семинарская работа оценивается на основании качества и количества решенных студентом за соответствующее полугодие семинарских задач с учетом также его посещаемости семинарских занятий и ответов на иные вопросы преподавателя. Максимальная оценка – 5 баллов. Работа студента оценивается семинаристом по шкале от 1 до 5 баллов с применением соответствующего коэффициента. Оценка 0 баллов выставляется только в случае, если студент не присутствовал ни на одном семинаре; в противном случае выставляется оценка 1 балл или выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Оценка по предмету за 1 курс обучения складывается из следующих элементов: результатов письменной контрольной работы, письменного экзамена и работы на семинарах: Орез1 = 0,2 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1 + 0,2 * Осем1, где Орез1 - оценка за первый курс (максимум –10 баллов); Окр1 – оценка контрольную работу № 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1 – оценка за экзамен № 1 (максимум –10 баллов), Осем1 – оценка за работу на семинарах (максимум – 5 баллов).
  • 2024/2025 2nd module
    Оценка по предмету за 2 год обучения складывается из следующих элементов: Одис = 0,1 * Окр2 + 0,6 * Оэкз2 + 0,2 * Осем2 + 0,2 * Орез1, где Одис – результирующая оценка за дисциплину (максимум – 10 баллов); Окр2 – оценка за контрольную работу № 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 – оценка за экзамен № 2 (максимум – 10 баллов); Осем2 – оценка за семинарскую работу на 2 курсе (максимум – 5 баллов), Орез1 – оценка полученная студентом по итогам изучения дисциплины на 1 курсе (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нудненко, Л. А.  Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13880-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467117 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стрекозов, В. Г.  Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07945-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431751 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варлен М.В. - Гражданство: Россия и СНГ. Учебно-практическое пособие - 978-5-392-12260-8 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/22549 - 22549 - PROSPECT
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - 978-5-392-16914-6 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/19054 - 19054 - PROSPECT