• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Глобальный углеродный цикл

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление низкоуглеродным развитием)
Направление: 05.04.02. География
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление низкоуглеродным развитием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Глобальный углеродный цикл» относится к профессиональному модулю Major магистерской программы «Управление низкоуглеродным развитием». Курс направлен на то, чтобы научить студентов прослеживать влияние современных изменений климата на различные аспекты жизни через воздействие на углеродный цикл, а также оценивать обратные связи в системе климат-углеродный цикл. Целями освоения дисциплины являются получение фундаментальных знаний о компонентах углеродного цикла и понимание их взаимосвязи, представления о влияния современных глобальных изменений климата на углеродный цикл, ознакомление с основными методами исследования потоков углерода в земных сферах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о компонентах углеродного цикла и понимание их взаимосвязи
  • формирование представления о влиянии современных глобальных изменений климата на углеродный цикл и отражение этого влияния в современной экономической ситуации
  • ознакомление с основными методами исследования потоков углерода в земных сферах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать взаимосвязь земных сфер через обмен углерода
  • Анализировать связь современных глобальных изменений климата и антропогенного влияния на углеродный цикл
  • Опробовать методы мониторинга потоков углерода в земных сферах
  • Прослеживать влияние современных изменений климата на различные аспекты жизни через воздействие на углеродный цикл
  • Оценивать обратные связи в системе климат-углеродный цикл
  • Формулировать научную задачу для развития технологий адаптации производства к современным изменениям климата с учетом перестройки углеродного цикла
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Зачем изучать углеродный цикл?
  • Компоненты углеродного цикла.
  • Процессы в биосфере: растительный покров.
  • Процессы в биосфере: животные
  • Процессы в биосфере: грибы и микробиота.
  • Процессы в педосфере.
  • Процессы в литосфере.
  • Процессы в гидросфере.
  • Цикл углерода в геологической истории Земли.
  • Цикл углерода в доиндустриальном мире.
  • Влияние индустриальной цивилизации на углеродный цикл.
  • Прогнозы изменений углеродного цикла.
  • Сокращение эмиссий углерода в энергетике. промышленности и на транспорте.
  • Сокращение эмиссий и усиление стоков углерода в сельском, лесном хозяйстве и при землепользовании.
  • Открытые научные вопросы в изучении углеродного цикла.
  • Тема 16. Сокращение индустриальных эмиссий углерода.
  • Тема 17. Сокращение эмиссий углерода в лесном хозяйстве и землепользовании.
  • Тема 18. Усиление стоков углерода.
  • Тема 19. Открытые научные вопросы в изучении углеродного цикла.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре.
    Текущий контроль на семинарах ведется в форме оценки ответов студентов на предлагаемые им вопросы по изучаемым темам и источникам. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) ответы на вопросы, 2) активное участие в обсуждении, 3) инициативные предложения по дополнительному освещению тем.
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.09 * Работа на семинаре. + 0.21 * Проект + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинаре.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carbon and Other Biogeochemical Cycles. (2013). https://doi.org/10.1017/cbo9781107415324.015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Reichstein, M., Bahn, M., Ciais, P., Frank, D., Mahecha, M. D., Seneviratne, S. I., Zscheischler, J., Beer, C., Buchmann, N., Frank, D. C., Papale, D., Rammig, A., Smith, P., Thonicke, K., van der Velde, M., Vicca, S., Walz, A., & Wattenbach, M. (2019). Climate extremes and the carbon cycle. https://doi.org/10.1038/nature12350