• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Галантный век: любовь и вежество в культурах Южной Европы 16-18 вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Восточноевропейские исследования)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу поведенческих стратегий аристократической страты, связанных с концептом «галантность» в странах Западной Европы (преимущественно романских, с пристальным вниманием к Франции) в период 16-18 вв. В рамках курса у студента формируются представления о «поэтике» бытового поведения, »языке» поведенческих стратегий, способах его воплощения в произведениях искусства, преимущественно в литературных текстах. В рамках дисциплины исследуются истоки «вежества», анализируются категории «галантности», «прециозности», «либертинажа», а также изучаются литературные тексты, в которых поведенческие «паттерны», связанные с аристократическим этосом, представлены наиболее ярко.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование углубленных представлений о взаимосвязи литературы и поведенческих стереотипов
  • - развитие навыков анализа литературных источников с применением социологических методологий (в частности – концептов Н. Элиаса).
  • - формирование умений самостоятельной интерпретации антропологической информации, содержащейся в литературном источнике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - студент ориентируется в многообразии концептов «вежества», получивших распространение в Западной Европе в 16 – 18 вв.
  • - студент самостоятельно анализирует художественные тексты на предмет выявления в них корпуса антропологических представлений, связанных с концептом «вежества»
  • - студент формулирует основные принципы поведенческих паттернов придворного, «галатео», прециозницы, либертена, «порядочного человека».
  • студент формулирует основные принципы поведенческих паттернов придворного, «галатео», прециозницы, либертена, «порядочного человека».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жанр трактата о вежестве. Итальянское вежество 16 века (Б. Кастильоне, Дж. дела Каза).
  • Тема 2. Испанские и английские изводы вежества
  • Тема 3. Экспорт моделей вежества во Франции в 16 – начале 17 вв.
  • Тема 4. «Порядочный человек», «либеретен» и «прециозница».
  • Тема 5. Вежество во французской литературе 17 века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Доклад + 0.6 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ГОЛУБКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. (2016). «Смешные жеманницы» Мольера: к вопросу о типологии женских характеров. Вестник Костромского Государственного Университета Им. Н.А. Некрасова, 22(5).
  • Шейпак, С. (2015). Формирование Дискурса Власти В Трактате Кастильоне «Придворный».

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Жолудева Любовь Ивановна. (n.d.). Трактат Б. Кастильоне “О Придворном”: Концепция “Придворного” Языка И Итальянская Национально-Культурная Идентичность.