• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Партисипаторное городское планирование

Статус: Курс по выбору (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 5-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Партисипация (общественное участие) – не самый очевидный компонент городского планирования, но по мере роста городов и активности граждан, становится важной частью принятия решений в сфере городского развития. В этом курсе мы познакомимся с основами партисипаторного подхода в том виде, в котором он применяется последние годы в России, а также проблематизируем сам подход как таковой, чтобы понять его ограничения и возможности. Курс построен от опыта к теории и состоит из четырех блоков: метод, российская практика, теоретические истоки подхода, проблематизация подхода. В первой части мы в меньшей степени будем обращаться к теории, а больше – к вашему опыту, чтобы освоить метод партисипации. Мы оттолкнемся от ваших уникальных компетенций и, объединившись в группы, сконструируем тот опыт, который позволит самостоятельно выработать целеполагание и основы партисипаторного подхода и разобрать его наиболее эффективные методы и этапы. Во второй части обратимся к истории развития партисипации в России, чтобы разобраться в контексте появления и стремительного распространения партисипаторных методов работы с городскими проектами. Рассмотрим и обсудим несколько реальных кейсов на семинарах. Третья часть курса знакомит с тем, какой путь прошла партисипация в США и Европе, как развивалась теоретическая мысль, какие трансформации и почему переживает партисипация на практике. В этой части курса мы будем читать и обсуждать тексты политических теоретиков и городских планировщиков, чтобы выявить те концептуальные проблемы и противоречия партисипации, которые они в ней видят. На занятиях последней недели курса мы постараемся проблематизировать партисипаторный подход, определить, что значит “эффективные” методы партисипации, и совместно сформулировать выводы курса, а также обсудим ваши итоговые групповые проекты по разработке собственной стратегии общественного участия в конкретном кейсе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системных представлений: – об основных понятиях, методике и этапах общественного участия; – о ценностных установках партисипаторного подхода; – об истории и практике развития партисипатороного подхода в России; – о законах и рекомендательных документах, на которые опираются в российской практике партисипации; – о политических истоках партисипаторного подхода, его проблемах и противоречиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает – принципы, ценностные установки и основную терминологию общественного участия; – процедуры, этапы и инструменты общественного участия; – контекст распространения партисипаторного подхода в развитии городов; – основные истоки и теоретические концепции партисипации.
  • Умеет – выявлять всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) городского проекта; – выстраивать инструменты общественного участия для работы со стейкхолдерами; – критически анализировать с различных позиций принятие решений в городских проектах; – анализировать ограничения и возможности общественного участия.
  • Имеет навыки формирования стратегии общественного участия, вовлечения стейкхолдеров в работу над городским проектом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Партисипаторное городское планирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций
  • неблокирующий Семинарская работа
  • неблокирующий Итоговый групповой проект
    – Группа из 5-6 студентов выбирает кейс после консультации с преподавателем; – Рекомендации по кейсам озвучиваются преподавателем во время занятий; – Студенты в группе в течение всего времени освоения учебной дисциплины разрабатывают и готовят к презентации стратегию общественного участия для выбранного проекта.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    – Студент выбирает тему после консультации с преподавателем; – Рекомендации по тематике эссе озвучиваются преподавателем во время занятий с тем, чтобы направить студента на размышления в рамках заданных разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.25 * Итоговое эссе + 0.25 * Итоговый групповой проект + 0.25 * Посещение лекций + 0.25 * Семинарская работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Харви Д. - Состояние постмодерна. Исследование истоков культурных изменений / пер. с англ. Н. Проценко ; под науч. ред. А. Павлова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Эл. изд. — (Социальная теория). - 978-5-7598-2257-8 - Москва: ВШЭ - 2021 - 377478 - https://ibooks.ru/bookshelf/377478/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономика городов, Джекобс, Дж., 2008