• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Стратегический менеджмент

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является одной из ключевых в программе подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» в рамках образовательной программы «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика». Изучение дисциплины строится на основе знаний и навыков, полученных в курсах «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Основы менеджмента и организационное поведение» и «Управление персоналом». Курс предоставляет необходимые знания и развивает навыки для решения задач стратегического менеджмента. Он ориентирован на разработку организационной стратегии, включая стратегии по развитию бизнеса, успешной конкуренции, привлечению и удовлетворению клиентов для достижения поставленных целей. Особое внимание уделяется роли конкурентного преимущества, различным типам корпоративных и конкурентных стратегий, а также основным этапам стратегического управления — от определения миссии, целей и стратегий организации до оценки результатов их реализации. Изучение методов анализа внешней и внутренней среды и подходов к формулированию стратегий поможет студентам развить навыки стратегического управления с краткосрочным и долгосрочным видением устойчивого развития в условиях динамичной бизнес-среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системы знаний о процессах стратегического управления
  • Изучение основных методов анализа внешней и внутренней среды
  • Формирование навыков и компетенций студентов по разработке стратегии компании, управление реализацией стратегии и стратегический контроллинг
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знают о причинах появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений.
  • Студенты знают основные понятия и модели стратегического менеджмента и умеет применять их для решения задач развития компании.
  • Студенты владеют инструментами и методами анализа внутренней среды компании и используют их для проведения стратегического анализа компании, выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив.
  • Студенты понимают значимость миссии и ценностей компании, как они формируются, какую роль играют в формировании стратегии.
  • Студенты знают понятия «конкурентоспособность», «ключевая компетенция» и их сущность, источники формирования, понимают теорию конкурентных преимуществ, знают виды конкурентных преимуществ.
  • Студенты знают, как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании и культура влияют на внедрение стратегии и умеют использовать их для изменения стратегии и бизнес-модели компании.
  • Студенты умеют применять SWOT-анализ, формулировать набор альтернатив, применять матрицу И. Ансоффа, Томпсона и Стрикленда, владеют методами комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.
  • Студенты понимают характеристики корпоративной стратегии фирмы, вопросы управления многопрофильными корпорациями, умеют использовать матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций. Знают типы базовых стратегий М.Портера, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли.
  • Студенты владеют инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и используют их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования.
  • Студенты знают базовые теоретические положения матриц портфельного анализа, цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Умеют проводить оценку инвестиционной̆ привлекательности стратегических бизнес-единиц с помощью матриц портфельного анализа.
  • Студенты умеют проводить выбор перспективного рынка и его сегментирование, обосновывать решения по развитию компетенций организации и трансформации бизнес-модели организации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегический̆ менеджмент
  • Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
  • Стратегическое направление развития организации: целевые установки
  • Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз
  • Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
  • Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации
  • Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ организации
  • Реализация стратегии: управление организационными изменениями
  • Корпоративные и конкурентные стратегии организации
  • Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
  • неблокирующий Анализ кейса
    Сценарный и стратегический анализ конкретной ситуации с использованием концепций, моделей и инструментов стратегического менеджмента.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Итоговая письменная контрольная работа (включает в себя открытые вопросы и вопросы с вариантами ответов).
  • неблокирующий Работа в аудитории
    Аудиторный контроль: студенты должны изучать до начала занятия рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельного чтения для обсуждения на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Анализ кейса + 0.15 * Анализ кейса + 0.1 * Контрольные тесты + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Письменный экзамен + 0.1 * Работа в аудитории + 0.1 * Работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Research methods for strategic management, , 2016
  • Strategic management : concepts, Rothaermel, F. T., 2013
  • Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервин ; науч. ред. О. Нижельская, 7-е изд., 452 с., Портер, М., 2017
  • Попов, С. А.  Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510458 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Стратегический менеджмент : создание конкурентного преимущества, , 2018
  • Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы, Котлер, Ф., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зуб, А. Т.  Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03013-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468729 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Шапошников Сергей Вячеславович