Бакалавриат
2024/2025
Теоретические подходы и направления современной лингвистики
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
126
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с наиболее важными современными точками зрения на структуру языка и способы объяснения явлений в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, а также даёт представление о широком спектре актуальных исследовательских задач и о стандартах аргументации в современной лингвистике.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку
- Овладение проблемным полем, понятийным и терминологическим аппаратом современной лингвистики
Планируемые результаты обучения
- Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
- Студент знает основные черты формальных и функциональных подходов к языку, основные стратегии объяснения в лингвистике
- Студент различает основные принципы типологического описания фонологических и морфологических систем языков мира, способен объяснять явления конкретного языка в свете типологических и ареальных тенденций
- Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике, объясняет психолингвистические данные с точки зрения устройства когнитивных функций человека
- Студент объясняет стратегии речевого поведения в свете целей коммуникации и мотиваций коммуникантов
- Студент проводит синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода, критически оценивает формальные модели грамматических явлений
- Студент описывает преимущества и недостатки моделей разных типов на материале широкого спектра грамматических явлений
Содержание учебной дисциплины
- Обзор теоретических подходов к языку
- Теория и исследования грамматикализации
- Когнитивно-ориентированные подходы
- Прагматическое направление
- Формальные подходы к языку: генеративная грамматика и фонология
- Конкуренция формализма и функционализма в актуальных исследованиях
Элементы контроля
- экзамен (II модуль)Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания.
- экзамен (IV модуль)Экзаменационная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
- контрольная работаКонтрольная работа представляет собой набор заданий, каждое из которых оценивается в пределах максимально возможного первичного балла (пропорционального сложности задания) в зависимости от полноты и правильности ответов на подвопросы задания
- домашние задания (III–IV модули)Домашнее задание состоит из задач на построение дерева структуры синтаксической составляющей и заданий для развёрнутого ответа, предполагающих анализ языкового материала с точки зрения генеративной теории
- домашние задания (I–II модули)Домашние задания могут предполагать развернутые ответы на вопросы, требующие анализа языкового материала с точки зрения той или иной теории, критический анализ источника или подготовку и представление мини-исследования по выбранной теме, соответствующей одному из тематических разделов курса
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.6 * домашние задания (I–II модули) + 0.4 * экзамен (II модуль)
- 2024/2025 4th module0.4 * домашние задания (III–IV модули) + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен (IV модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Sportiche, D., Stabler, E. P., & Koopman, H. J. (2013). An Introduction to Syntactic Analysis and Theory. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=643986
Рекомендуемая дополнительная литература
- Embick, D. (2015). The Morpheme : A Theoretical Introduction. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076660
- Muriel Norde. (2009). Degrammaticalization. OUP Oxford.
- Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496