• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Лидерство

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Лидерство» фокусируется на стратегическом аспекте лидерства – формировании видения, создании влияния и долгосрочном развитии себя и организации, – выходящем за рамки оперативного руководства. Предметная область дисциплины, управление персоналом, охватывает разделы, касающиеся организационного поведения, корпоративной культуры, мотивации и стратегического управления человеческими ресурсами, и ориентирована на студентов бакалавриата по менеджменту. Содержательная часть дисциплины включает такие темы как: философия, подходы и стили лидерства; нейролидерство и биологические основы принятия решений; основы влияния и инструменты мотивации; лидерство как инструмент организационных изменений; лидерство в нестабильном мире и в условиях неопределенности. Дисциплина развивает компетенции стратегического и кризисного лидерства, влияния и персонального развития лидера, эмоциональную устойчивость и способность к рефлексии — ключевые компетенции будущих лидеров, благодаря которым студенты смогут не только эффективно управлять, но и формировать организационную культуру, преодолевать кризисы и вести за собой через личный авторитет. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных материалов и кейсов, относящихся к соответствующему тематическому разделу, а также отработка полученных теоретических знаний и практических навыков и их закрепление на примере домашнего задания и группового проекта. Пререквизиты дисциплины: Организационное поведение, Управление человеческими ресурсами, Управление командой. Постреквизиты: Управление корпоративной культурой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с современными концепциями лидерства и подходами по освоению лидерских компетенций и навыков, передать практические навыки работы с инструментарием, необходимым современному лидеру для управления и проведения изменений в сложной и неопределенной среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Изучить и уметь охарактеризовать понятия лидера и лидерства. Знать основные этапы и подходы в изучении лидерства. Получить представление о понятиях формального и неформального лидерства. Уметь охарактеризовать различные виды власти, применяемые лидерами.
  • • Получить представление об основных классических и современных моделях лидерства. Уметь охарактеризовать их основные преимущества и ограничения. Понимать возможности применения данных теорий и моделей на практике.
  • • Изучить механизмы влияния и мотивации. Получить практические знания об инструментах мотивации, которые применяются в бизнесе и освоить их применение. Получить представление о том, как развиваются отношения между лидерами и последователями и как можно управлять данным процессом.
  • • Ознакомиться с понятием этики лидерства. Получить представление о негативных проявлениях лидерства, понимать их влияние на результаты бизнеса, сотрудников и организацию в целом и освоить подходы по коррекции деструктивного лидерства. Освоить принципы этического лидерства и понимать, каким образом этика лидеров влияет на формирование сообществ.
  • • Получить практические навыки диагностики личности и оценки эффективности лидера. Освоить практические навыки по диагностике и развитию собственного стиля лидерства. Изучить инструменты влияния на личную эффективность и построения долгосрочных планов развития. Ознакомиться с понятием парадокса успеха и с возможными способами его преодоления
  • • Получить представление о динамике развития лидерства в организации. Понимать, каким образом меняются задачи, компетенции и ценности лидера на каждом этапе развития. Ознакомиться с понятием преемственности лидерства и с инструментами ее поддержания в организации.
  • • Уметь охарактеризовать состояние современной бизнес-среды. Понимать, какие факторы влияют на деятельность организации и каким образом меняются современные организационные структуры. Получить представление о современных трендах, определяющих состояние рабочей среды. Понимать, каким образом происходит изменение роли лидера в организации и его взаимоотношений с последователями.
  • • Ознакомиться с типичными реакциями на стрессовые ситуации и с закономерностями поведения в критических условиях. Понимать влияние кризисов на деятельность организаций и иметь представление об управлении в условиях неопределенности. Знать основные этапы процесса управления изменениями и понимать роль и задачи лидера на каждом этапе.
  • • Ознакомиться с новыми моделями лидерства, развивающимися в последнее десятилетие, понимать принципы их работы, преимущества и слабые стороны и особенности их применения на практике.
  • Понимать основные тенденции, влияющие на роль лидеров в настоящем и будущем. Понимать динамику развития бизнес-среды и рабочих отношений и ее влияние на портрет лидера будущего.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лидерство. Введение
  • Основные подходы к изучению лидерства
  • Влияние и мотивация.
  • Этика лидерства
  • Развитие своего стиля лидерства
  • Лидерство в организации
  • Лидерство в бизнесе
  • Лидерство в кризисных ситуациях
  • Новые модели лидерства
  • Лидерство будущего
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    На каждом семинаре студент получает от 0 до 3 баллов в зависимости от своей активности и участии в обсуждении. 0 баллов – отсутствие на семинаре или пассивное участие в семинаре (т.е. студент присутствовал, но не участвовал в дискуссии); 1 балл – слабая активность на семинаре, единичные комментарии или вопросы не по теме семинара; 2 балла – умеренно активное участие в семинаре (участие в обсуждениях, вопросы по теме, демонстрация знания материла лекций); 3 балла – активное участие в семинаре с пользой для всей группы (активное участие в обсуждениях, вопросы по теме семинара, которые были полезны всей группе, демонстрация глубокого знания материала лекций и литературы).
  • неблокирующий Проект – презентация команды
    Групповой проект. Презентация минигрупп (4-5 чел.) на одну из тем, предложенных студентам в начале курса. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате отчета в Power Point (не более 10 слайдов) и письменного отчета в формате MS Word с детальным описанием результатов проекта.
  • блокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.24 * Активность на семинарах + 0.29 * Проект – презентация команды + 0.47 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2018
  • Виртуозное лидерство : как создать собственный репертуар лидерских стилей, Мейер, Р., 2019
  • Кадровый эскалатор : нанять или воспитать лидера ?, Чаран Р., Дроттер С., 2009
  • Лидерство в бизнесе : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Савинова, С.Ю., Васильева, Е.Н., 2019
  • Лидерство на всех уровнях бережливого производства : практическое руководство, Лайкер, Дж., 2022
  • Лидерство. Теория и практика : профессиональный подход к управлению компаниями и людьми, Нортхаус, П. Г., 2023
  • Пять пороков команды : бизнес-роман, Ленсиони, П., 2022
  • Управление и лидерство для начинающих руководителей : пер. с англ., , 2022

Авторы

  • Смульская Дарья Сергеевна
  • Голикова Олеся Борисовна