2024/2025




Литературный регионализм: идентичность, нарративы, поэтика
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Разувалова Анна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются 1) опыт формирования и развития региональных литератур в разных национальных традициях, 2) культурно-идеологические программы, обосновывавшие идеи «региона» и «областности», 3) разновидности литературной оптики, вырабатываемой на периферии и нацеленной на утверждение своеобразия отдаленных от центра территориально-географических ареалов и формирование локальных самосознания и идентичностей. На семинарских занятиях на материале литературных произведений XVII-XX вв. обсуждаются проблемы символического конструирования регионов (Сибирь, Дальний Восток и др.), а также специфика литературного воображения эстетических движений и школ «местного колорита»
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о способах научного и литературного описания «своего» и «чужого» территориально-географического и цивилизационного пространства и его обитателей
- Знакомство студентов с разнообразными аналитическими подходами к проблематике дискурсивного и символического конструирования регионов, к исследованию локальных литератур (в том числе литератур «местного колорита») и соответствующих культурно-идеологических программ
- Развитие исследовательских оптик, позволяющих анализировать различные культурно-идеологические стратегии разметки литературной карты, исторически изменчивую конфигурацию отношений центра и периферии, динамику идеи «локального» в отечественной литературе XIX-XX веков
- Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения
- демонстрировать знания о круге историко-литературных, культурно-идеологических и теоретико-методологических проблем, связанных с рефлексией взаимодействий центра и периферии
- демонстрировать знания о базовых принципах конструирования «своего» и «чужого» пространства и роли категории «конституирующий Другой», анализировать литературные тексты с привлечением идей и инструментов современных историографических подходов, культурной географии, социальной антропологии, имагологии
- демонстрировать понимание эстетической, социальной, идеологической специфики проектов литературного развития, формировавшихся в регионах / на «периферии» / на «окраинах»
- описывать конструкции локальной культурной идентичности, демонстрировать знание ключевых для разных национальных вариантов локальных литератур имен, проектов, инициатив
- анализировать характер литературных репрезентаций региона в текстах различной жанровой природы
Содержание учебной дисциплины
- Символическое и дискурсивное конструирование регионов (базовые принципы, концепты, устройство междисциплинарного поля)
- Литературы «местного колорита»: зарождение, развитие, вариации
- Феномен фронтира в литературе и кино
- Локальные литературные традиции: случай России
- Сибирь в российском литературном воображении
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий
- ПрезентацияТема доклада для презентации, раскрывающая одну из проблем, обсуждавшихся на занятиях, предлагается студентом и утверждается преподавателем. Презентация предполагает проведение студентом небольшого исследования, его публичное представление в аудитории и ответ на вопросы присутствующих
- ЭссеПисьменная работа (эссе, 8-10 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся в курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом произведения для анализа в эссе. Эссе представляет собой мини-исследование, осуществленное в соответствии с критериями, предъявляемыми научному тексту. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.25 * Эссе