2024/2025
Медиапсихология
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Джура Алексей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Медиапсихология находится на стыке ряда научных дисциплин, а именно, психологии массовых коммуникаций, психологии журналистики, психологии развлечений, киберпсихологии, психосемантики, социальной психологии, педагогики, медиаменеджмента и др., и постепенно приобретает статус самостоятельной области научных знаний. Динамика развития медиатехнологий способствует трансформации традиционных для психологической науки сфер и вопросов для решения задач, связанных с изучением личности в контексте медиакультуры:
когнитивная сфера (трансформация тактик познания в ситуации постоянного контакта с медиа, характер изменений паттернов восприятия внешнего мира в условиях его медиатизации, влияние медиа на эстетические, ценностные, этические ориентации личности, видоизменение мотивов и способов взаимодействия с медиатекстами, субмодальности восприятия последних и пр.),
эмоциональная сфера (способы конструирования эмоционального опыта личности в медиасреде, копинг-стратегии личности в структуре практик взаимодействия с медиа, факторы обогащения или уплощения аффективной сферы личности в медиасреде, условия появления вирусных эмоциональных реакций, эмоциональное внушение и др.),
бихевиоральная сфера (формирование специфических аддикций (номофобия, лудомания в онлайн-среде и игровая зависимость, зависимость от социальных медиа, думскроллинг и др.), особенности коммуникативного поведения, практики предъявления агрессии в медиа, особенности медиапотребления и пр.).
Курс предполагает углубленный анализ существующих академических исследований в области медиапсихологии и призван расширить и специализировать полученные студентами в общем курсе “Психология” знания применительно к области их профессионального развития. Курс будет полезен специалистам в области медиакоммуникаций, медиаменеджмента, образования, а также психологам, желающим глубже освоить предметную область, которая находится в точке соприкосновения медиа и личности.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное представление о проблематике медиапсихологических научных исследований
- Освоить методологический аппарат психологических исследований медиасреды
Планируемые результаты обучения
- Называет медиапсихологические феномены и медиаэффекты
- Оперирует понятиями медиапсихологии
- Интерпретирует медиапсихологические проблемы и явления
- Объясняет медиапсихологические проблемы и явления на основе материалов курса
- Идентифицирует проявления изученных ранее классификаций, теорий и проблем в обсуждаемых примерах
- Классифицирует и категоризирует медиапсихологические явления и феномены в медиапроизведениях
- Приводит примеры обсуждаемых медиапсихологических проблем и явлений
- Даёт оценку результатам работы других студентов
- Доказывает точку зрения по отношению к обсуждаемой проблеме
- Задаёт проблематизирующие вопросы по обсуждаемой проблеме / работе
- Резюмирует обсуждение между студентами по той или иной теме
- Иллюстрирует обсуждаемую медиапсихологическую проблему, явление или медиаэффект релевантными медиапроизведениями или отрывками медиапроизведений
- Применяет аналитический аппарат курса для выбранных медиапроизведений
- Доказывает точку зрения с помощью фактологического и концептуального материала курса
- Пересказывает положения и концепты обсуждаемых текстов
- Моделирует методологический аппарат обсуждаемых исследований
- Представляет результаты командной или индивидуальной работы с соблюдением всех технических требований
- Разъясняет сформулированные положения и выводы в ответах на вопросы
- Указывает элементы, входящие в медиапсихологические концепции, теории и классификации
- Устанавливает соответствие между названиями явлений и их содержанием
- Идентифицирует те или иные эффекты восприятия по визуальному изображению
- Оценивает корректность суждений о медиапсихологических проблемах или явлениях
- Уделяет необходимое и достаточное время прочтению программного текста
- Интерпретирует положения и концепты программного текста
- Иллюстрирует положения и концепты программного текста
- Задаёт вопросы, проблематизирующие положения и концепты программного текста
- Доказывает точку зрения по отношению к положениям и концептам программного текста
- Инициирует обсуждения комментариев других студентов, касающихся программного текста
- Предлагает решения медиапсихологических проблем, ставимых в программном тексте
- Даёт оценку положениям и концептам программного текста с учётом современных медиапсихологических представлений
- Формулирует актуальную, корректную, перспективную тему медиапсихологического исследования
- Формулирует ядро методологического аппарата медиапсихологического исследования – объект, предмет, цель, задачи
- Обобщает результаты предыдущих исследований в избранной области
- Выделяет лакуну в существующих исследованиях в избранной области для формирования исследовательской гипотезы
- Формулирует корректную научную гипотезу в медиапсихологической плоскости исследований
- Применяет концептуальные наработки исследований предшественников в избранной области для формирования дизайна собственного медиапсихологического исследования
- Оценивает границы применимости психологических методов для исследования медиа
- Выбирает релевантный метод для исследования медиасреды
- Применяет медиапсихологические методы
- Моделирует дизайн научного медиапсихологического исследования
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Медиапсихология как научная дисциплина.
- Психология медиапроизводства и медиапотребления
- Медиаэффекты и психологические эффекты медиа
- Методология и методы медиапсихологических исследований
Элементы контроля
- АктивностьЭлемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия. Видеоинструкция по ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239060?list=ln-fGxsISMDzDDYEuxu59
- Практическое заданиеГрупповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
- ТестированиеЭлемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически. ЭК проводится в Safe Exam Browser. Скачивание и установка браузера производится студентом самостоятельно. Тест предполагает наличие вопросов по лекционной и семинарской части курса и списку основной литературы. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239061?list=ln-oFOWAb3lRPp34Or7hG
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанному тексту в программе Perusall.com. Образ результата к данному ЭК – полное, добросовестное, глубокое и рефлексивное прочтение предложенного в рамках курса текста с фиксацией собственных суждений и умозаключений по нему с привлечением материалов курса и дополнительных сведений в формате комментариев. ЭК выполняется только в системе perusall.com: https://app.perusall.com/join/dzhura-bawrj Использование генеративных технологий для комментирования запрещено. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239059?list=ln-aWKz9wyFisZRRleUCn
- Проект исследованияПолучение опыта подготовки проекта медиапсихологического академического исследования – центральная образовательная задача, которую решает дисциплина. Задание в рамках ЭК проводится в группе строго не менее 3 и не более 4 человек. Студенты проходят весь цикл исследования от поиска темы в рамках проблемной области медиапсихологии к формулированию элементов методологического аппарата до дизайна конкретной методики. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу). Образ результата к данному ЭК – презентация проекта медиапсихологического исследования (само исследование проводить не нужно) с детальным описанием всех элементов методологического аппарата, обзором релевантной тематической и методологической литературы, дизайном конкретной совокупности методов для проверки сформулированных исследовательских гипотез. Под презентацией понимается визуальная презентация в формате pptx/pdf/key/etc. и командная защита результатов работы, представленные на последнем семинаре курса.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * Активность + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задание + 0.3 * Проект исследования + 0.2 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Психология жителей интернета, Кузнецова, Ю. М., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Oxford handbook of media psychology, , 2013
- Всё сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского ; под науч. ред. А. Рябова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования») - 978-5-7598-2200-4 - Бойд Дэна - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372253 - 372253 - iBOOKS
- Ефанов, А. А. Социальные последствия медиавоздействия : монография / А. А. Ефанов. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-4230-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Методы психосемантики : учеб. пособие для вузов, Серкин, В. П., 2004
- Нескрябина, О. Ф. Социально-психологический анализ медиасферы : учебное пособие / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 164 с. - ISBN 978-5-7638-4073-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818918
- Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Олешко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00613-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489391 (дата обращения: 27.08.2024).
- Основы психосемантики, Петренко, В. Ф., 2005
- Поколение I : почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных, Твенге, Дж. М., 2019
- Психология журналистского творчества : учеб. пособие для вузов, Пронина, Е. Е., 2006
- Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2002
- Человек как субъект и объект медиапсихологии, Вартанова, Е. Л., 2011