2024/2025





Русская литература в кросс-культурной перспективе
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В этом по преимуществу практико-ориентированном курсе рассматриваются представления о кросс-культурных связях, осваиваются теории, позволяющие рассматривать литературные тексты в перспективе их кросс-культурного взаимодействия, вырабатываются соответствующие аналитические навыки. Русская литература помещается в сложные социальные и эстетико-идеологические контексты, раскрывающие, с одной стороны, характер ее контактов с иными национальными литературными традициями, а с другой стороны, специфичный для нее ракурс осмысления общих для мировой культуры процессов и тем.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о феномене “кросс-культурности” и соответствующих методах анализа литературного произведения
- Знакомство студентов с разнообразием художественных стратегий, моделей репрезентации, рецептивных режимов, которые формировались в разных национальных традициях при осмыслении тем и проблем, задающих рамки кросс-культурных исследований (рождение субъекта, переживание “возвышенного”, язык(и) эмоций и предельного опыта и т.п.)
Планируемые результаты обучения
- различает основные теоретические проблемы, связанные с автобиографическими жанрами в литературе XVII века
- анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
- владеет подходами к исследованию писем, одновременно как факта литературного быта, и как литературного приема
- анализирует роль городского пространства в литературе второй половины XIX века
- исследует место экспериментов с языком в дискурсе безумия в литературе XIX-XX веков
- анализирует категорию времени в модернисткой прозе XX века
- владеет подходами к исследованию посттравматического письма
Содержание учебной дисциплины
- Открытие» новоевропейской субъективности
- Язык эмоций как чужеземное наречие, или Можно ли говорить о себе напрямую?
- Литература. Игра. Быт
- Фланер как децентрированный субъект
- По ту сторону речи: безъязычие, помешательство
- Как обживают время в XX веке
- Сообщество, которого нет
- Что остается после свидетеля?
- Кино. Время (разорванное / удлиненное)
Элементы контроля
- ПрезентацияМагистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования – курсовой работы (КР). В течение 3 и 4 модулей каждый участник НИСа делает одну презентацию (25-45 минут).
- Письменное аннотированиеНаписание аннотаций по теме КР (объем – 4-5 страниц 12 кеглем 1.5 интервалом).
- Аудиторная активностьУчастие в обсуждении предложенных материалов
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Аудиторная активность + 0.3 * Письменное аннотирование + 0.4 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Голубков, М. М. История русской литературной критики ХХ века : учебник для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512594 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.