Бакалавриат
2024/2025




Научно-исследовательский семинар «Расширяя границы литературоведения: экокритика и культурные исследования животных»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Разувалова Анна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе «Расширяя границы литературоведения: экокритика и культурные исследования животных» предполагается обсудить философско-антропологический, социо-идеологический и словесно-образный аспекты литературных репрезентаций животного. В этом отношении курс соприкасается с обширной исследовательской областью animal studies, точнее с ее литературным и историческим сегментами (literary и historical animal studies).В фокусе внимания будут находиться:во-первых, идеи и дискурсы, определившие специфичные для европейской/русской культуры способы мышления о животном и человеке (отсюда необходимость обращения в рамках курса к идеям Аристотеля, Р. Декарта, И. Бентама, М. Хайдеггера, Дж. Агамбена и других мыслителей, которые обдумывали природу и характер разграничения «животного» и «человеческого»), во-вторых, ревизующие «тезис о человеческой исключительности» (Ж.-М. Шеффер) философские и антропологические дискурсы (постгуманизм, постантропоцентризм, деколониализм) и связанные с ними современные художественные практики, в-третьих, сформировавшаяся в рамках animal turn тенденция рассматривать животное не только как метафору, знак или символ, но и как исторический субъект, включенный в разнообразные культурные и социальные практики (экокритика, historical / literary animal studies), в-четвертых, репрезентации животных в кинематографе и произведениях русской и зарубежной литературы XIX–XX вв., позволяющие судить о различных вариантах концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «дикость» – «цивилизованность», «животность – человечность» и проблематизирующие традиционную анималистическую топику (зоопарк/зверинец, дрессура, охота и т.п.).Для примера несколько тем итоговых эссе:1.Поэтика метаморфоз и анимизм в книге Настасьи Мартен «Верю каждому зверю».2.Экофилософские смыслы фильма Вернера Херцога «Там, где грезят зеленые муравьи».3.Идея гибридности в постгуманистической мысли и ее вариации в современных литературе и кино (на материале 1-2 произведений по выбору).4.Как работают «нарративы эмоционального замещения» (Г. Мондри), в центре которых находится животное (на материале 1-2 произведений по выбору)?5.Животное в советской культуре: на материале нескольких произведений курса проанализируйте способы конструирования животно-человеческих отношений и историко-идеологическую динамику литературных/кинематографических репрезентаций животного. 6.Люди-звери и звери-люди: превратности превращения «человеческого» и «животного»/«зверского» (на материале 1-2 произведений из курса или по выбору).7.Как живут животные в современных медиа?
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с идеями и дискурсами, определившими специфичные для европейской/русской культуры способы мышления о животном и человеке
- Знакомство с наиболее репрезентативными для культурного воображения модерности, для русской и зарубежной литературы текстами о животных, культурными и социальными практиками, которые поддерживали или, напротив, проблематизировали сложившиеся структуры социального и эмоционального взаимодействия
- Формирование представление об исторически подвижном репертуаре дискурсивных, символических и риторических способов литературной репрезентации животного
- Развитие у студентов навыков литературоведческого и историко-культурного анализа
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знания основных этапов европейской философской рефлексии о животном, характеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XX вв. в связи с онтологическим и моральным статусом животного
- Демонстрировать знание традиционных и новейших способов репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, представление о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), описать их параметры
- Анализировать литературное произведение в аспекте зоопоэтики, историзуя писательский способ мышления о животном и человеке
- Характеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX и XX вв.
- Ориентироваться в новейшей исследовательской литературе по курсу
Содержание учебной дисциплины
- Животное как animal other
- Проблема репрезентации животного в литературе и искусстве
- Животное как инструмент моральной и социальной педагогики
- Животное как жертва: насилие и уязвимость
- Животные как объекты и участники научных экспериментов
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов на семинарах, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и студентов.
- Письменная работаПисьменная работа (примерно 500-600 слов) по вопросам, затрагивавшимся на занятиях 2-ого модуля. Тема выбирается из предложенного преподавателем перечня или самостоятельно формулируется студентом (по согласованию с преподавателем) Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- Письменная работаПисьменная работа (8-9 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся на курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом темы эссе.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Письменная работа + 0.2 * Письменная работа