• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

История западноевропейской и русской музыки: Бах, Шёнберг. Стравинский (опыт философского анализа и ассоциативного восприятия)

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Вниманию студентов НИУ-ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской и русской музыке в ретроспективе ее развития. Мы будем говорить об истории музыки, ее роли и месте в истории мировой культуры, влиянию на духовную атмосферу XVIII-ХХ вв. и современности. Особое внимание мы уделим вехам развития русской музыки, созданию национальной музыкальной традиции в России.Перед Вами пройдут имена, истории жизни, идеи великих композиторов этой замечательной эпохи. Вы будете слушать и обсуждать произведения русских и зарубежных композиторов: Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Брамса, Вагнера, Малера, Шенберга Рахманинова, Стравинского, Скрябина, и др. Музыка этих композиторов не просто прекрасна, но и наполнена глубоким философским содержанием и верой.Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития мировой культуры. Т.Ю. Сидорина автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Культурные трансформации ХХ века», в которых значимое место уделено эволюции музыкальной культуры и ее роли в жизни человека и общества. Курс предназначен не только для любителей и поклонников классической музыки, но и для тех, кто еще только хочет по-настоящему познакомиться с ней. В курсе предполагается использование мультимедийных средств, видео-сопровождение музыкальных произведений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Дать полноценное представление об эволюционном развитии западноевропейской и русской музыки в контексте культурных идей и философских концепций • Рассмотреть основные произведения выдающихся представителей эпохи барокко, классицизма, романтизма, современные тенденции • "Читать" музыку от Баха до Шёнберга, Стравинского, Шостаковича • Анализировать музыкальное произведение с разных позиций и точек зрения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Учащиеся понимают музыкальную литературу зарубежных стран и России
  • Учащиеся умеют определять особенности музыкальных произведений классического периода
  • Учащиеся более полно представляют себе культурное значение наследия западноевропейской и русской музыки
  • Учащиеся получают представление о музыке Р. Вагнера, Г. Малера, Р. Штрауса и о позднем романтизме в музыке в целом
  • Учащиеся получают более полное представление о музыке А. Шёнберга, К. Дебюсси, Э. Сати и музыке ХХ века в целом
  • Учащиеся получают более полное представление о становлении русской музыки
  • Учащиеся получают более полное представление о музыке Людвига вана Бетховена
  • Учащиеся обретают более полное понимание музыки Ференца Листа
  • Учащиеся получают более полное представление о музыке Г. Рубинштейна и литературе М. Лермонтова
  • Учащиеся получают более полное представление о музыкальном неоклассицизме и музыке А.Н. Скрябина и И. Стравинского
  • Учащиеся получают более полное представление о музыке С.В. Рахманинова и С.С. Прокофьева.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Западноевропейская культура
  • Тема 2. И.С. Бах, Французское барокко
  • Тема 3. Людвиг ван Бетховен
  • Тема 4. Ференц Лист
  • Тема 5. Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман. Эпоха романтизма в музыке
  • Тема 6. Р. Вагнер, Г. Малер, Р. Штраус. Поздний романтизм в музыке
  • Тема 7. А. Шёнберг, К. Дебюсси, Э. Сати. Музыка ХХ века.
  • Тема 8. Становление русской музыки: Группа пяти. Оперы Н.С. Римского-Корсакова
  • Тема 9. Г. Рубинштейн и М. Лермонтов
  • Тема 10. А.Н. Скрябин, И. Стравинский
  • Тема 11. С.В. Рахманинов. С.С. Прокофьев.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная работа (эссе)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.6 * Письменная работа (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дядченко Мария Сергеевна, & Тараева Галина Рубеновна. (n.d.). Малер сегодня - проблемы восприятия симфоний. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmaler-segodnya-problemy-vospriyatiya-simfoniy
  • КОРОЛЕВСКАЯ, Н. В. (2016). К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский. Music Scholarship / Problemy Muzykal’noi Nauki, (4), 58–65. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.058-065
  • Музыка как вид искусства : учеб. пособие, Холопова, В. Н., 2000
  • Музыканты мира : биографический словарь, , 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mark Evan Bonds. (2014). Absolute Music : The History of an Idea. Oxford University Press.

Авторы

  • Сидорина Татьяна Юрьевна