Магистратура
2022/2023
Человекоцентрированный подход в социальной сфере
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шаповалов Роман Алексеевич
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
120
Программа дисциплины
Аннотация
Программа ориентирована на студентов специализации "Человекоцентрированный подход" магистерской программы "Консультативная психология. Персонология". В процессе освоения программы студенты знакомятся с возможностями применения человекоцентрированного подхода в социальной сфере и обучаются человекоцентрированным установкам и умениям для применения человекоцентрированного подхода в социальной сфере.
Цель освоения дисциплины
- 1. Ознакомление с возможностями применения человекоцентрированного подхода в социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности, а также в повседневных межличностных отношениях 2. Овладение на элементарном уровне человекоцентрированными умениями и установками
- Овладение на элементарном уровне человекоцентрированными умениями и установками
- Ознакомление с возможностями применения человекоцентрированного подхода в социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности, а также в повседневных межличностных отношениях
Планируемые результаты обучения
- Знает теоретические основы изменения человека и его жизненного мира
- Знает теоретические основы применения ЧЦП в межличностных и семейных отношениях, владеет на элементарном уровне ЧЦ-умениями в данных сферах
- Знает теоретические основы применения ЧЦП в образовании, владеет на элементарном уровне ЧЦ-умениями в образовательном контексте
- Знает теоретические основы применения ЧЦП в организациях и деловых отношениях, владеет на элементарном уровне ЧЦ-умениями в организационном контексте
- Понимает и владеет на элементарном уровне человекоцентрированными умениями
- Понимает базовые положения человекоцентрированного подхода, различает частную и общую модели подхода
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Человекоцентрированный подход и клиентоцентрированная психотерапия – общая и частная модели подхода
- Тема 2. Человекоцентрированные умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное уважение
- Тема 3. Человекоцентрированный подход в деловых отношениях
- Тема 4. Человекоцентрированный подход в образовании
- Тема 6. Человекоцентрированный подход и изменение мира человека
- Тема 5. Человекоцентрированный подход в межличностных и семейных отношениях
Элементы контроля
- ПосещениеПолное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой 8 баллов (отлично). Оценки 9 или 10 (отлично) ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
- СеминарыПолное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой 8 баллов (отлично). Оценки 9 или 10 (отлично) ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
- ЭссеПолное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой 8 баллов (отлично). Оценки 9 или 10 (отлично) ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
- ЭкзаменПервая пересдача - преподавателю. Вторая - комиссии. Комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. КИМы - в учебном офисе. Полное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой 8 баллов (отлично). Оценки 9 или 10 (отлично) ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Эссе + 0.25 * Посещение + 0.25 * Семинары + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005
- Колпачников, В. В. (2015). Психотехническая система обучения человекоцентрированному подходу. Cultural-Historical Psychology, 11(3), 135–146. https://doi.org/10.17759/chp.2015110312
Рекомендуемая дополнительная литература
- Medows, E. (2014). Person-Centered Approach in Organizational Relationships. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.46697F8D
- КОЛПАЧНИКОВ Вениамин Валентинович, & ТИШОВА Алла Николаевна. (2016). Человекоцентрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал? Организационная Психология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899131