• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Философия и социология музыки

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Вниманию студентов ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в культуре эпохи Нового времени, влиянию на духовную атмосферу Западной Европы XVIII-XIX вв. и современности. На лекциях будут прослушиваться и обсуждаться произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Мендельсона, Брамса, Вагнера, Грига, Малера, Р. Штрауса, Шёнберга и др. Музыка этих композиторов наполнена глубоким философским содержанием и верой. Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития западноевропейской культуры, и ее кризис на рубеже XIX-XX вв. («Закат Европы») во многом был обусловлен культурными и социальными трансформациями, в том числе и в области музыки. Т.Ю. Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». В курсе предполагается использование мультимедийных средств, видео-сопровождение музыкальных произведений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является изучение различных философских, мировоззренческих и наиболее фундаментальных культурологических аспектов музыкального искусства в его самых разнообразных проявлениях. Наряду с ключевыми философскими аспектами в курсе рассматриваются ставшие актуальными в ХХ-XXI вв. аспекты социального, определяющие характер музыкального искусства современности.
  • Целью освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является дать студентам полноценное представление об эволюционном развитии музыки в истории человечества, в контексте культурных идей и философских концепций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
  • Способен вести письменную и устную коммуникацию, дискутировать на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения
  • Способен генерировать новые решения, обладает креативностью, инициативностью
  • Способен генерировать новые решения, обладает креативностью, инициативностью
  • Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной деятельности
  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
  • Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
  • Студент понимает предмет Ппредмет философии музыки, Особенности западноевропейской культуры, а также направления и стили музыкального искусства
  • Студент получает представление о периодизации европейской академической музыки, стиле Барокко, музыке И.С. Баха.
  • Студент получает представление о классицизме в музыке, Венской школе, сонатной форме. идейном наполнении музыки Л.В. Бетховена.
  • Студент получает представление о романтизме в музыке, истоках романтизма, творчестве немецких романтиков.
  • Студент получает представление о романтизме в музыке и литературе, романтическом герое и романтической иронии.
  • Студент получает представление о Философских и эстетических идеях Р. Вагнера, а также тетралогии «Кольцо нибелунга».
  • Студент получает представление о музыке позднего романтизма, философской концепции Г. Малера, а также программных поэмах Р. Штрауса.
  • Студент получает представление о символизме и импрессионизме в музыке, творчестве К. Дебюсси, мифологических мотивах в западноевропейской музыке первой половины ХХ в.
  • Студент получает представление о творчестве Французской «шестерки», открытиях Э. Сати, музыке повседневности.
  • Студент получает представление о новой Венской школе, музыкальном экспрессионизме, творчестве А. Шёнберга, «Докторе Фаустусе» Т. Манна, философии атональности, политическом памфлете, отражении значимых социальных событий в музыке ХХ века, творчестве И. Стравинского, социологии музыки Т. Адорно.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет философии музыки. Проблема понимания музыки. Связь музыки и эмоций. Переживание музыки как яркий эстетический опыт. Особенности западноевропейской культуры. Направления и стили музыкального искусства. Развитие философии музыки.
  • Тема 2. Периодизация европейской академической музыки. Стиль Барокко. Музыка И.С. Баха. Б.Р. Яворский. В.Б. Носина «Символика музыки Баха».
  • Тема 3. Классицизм в музыке. Венская школа. Й. Гайдн, В.А. Моцарт. Сонатная форма. Идейное наполнение музыки Л.В. Бетховена. «Ода к радости».
  • Тема 4. Романтизм в музыке. Истоки романтизма. Немецкие романтики. Вечное возвращение. Тема странствий. Ф. Шуберт, Ф. Лист. Т. Адорно «Шуберт».
  • Тема 5. Романтизм в музыке и литературе. Романтический герой. Романтическая ирония. В.Г. Вакенродер, Э.Т.А. Гофман, Р. Шуман.
  • Тема 6. Р. Вагнер. Философские и эстетические идеи. Р. Вагнер vs. Ф. Ницше. Тетралогия «Кольцо нибелунга».
  • Тема 7. Поздний романтизм. Философская концепция Г. Малера. Симфонический цикл. Через тернии, к звездам. Программные поэмы Р. Штрауса. «Так говорил Заратустра».
  • Тема 8. Символизм и импрессионизм в музыке. К. Дебюсси. Мифологические мотивы в западноевропейской музыке первой половины ХХ в.
  • Тема 9. Французская «шестерка». Открытия Э. Сати. Ж. Кокто «Петух и арлекин». Музыка повседневности vs звучащая философия.
  • Тема 10. Новая Венская школа. Музыкальный экспрессионизм. А. Шёнберг. «Доктор Фаустус» Т. Манн. Философия атональности. Политический памфлет. А. Шёнберг, Р. Штраус. Отражение значимых социальных событий в музыке ХХ века. И. Стравинский. Т. Адорно: социология музыки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Письменная работа (эссе)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Письменная работа (эссе) + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jan Holcman. (2019). The Legacy of Chopin. [N.p.]: Philosophical Library/Open Road. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2318920
  • Link, M. W. C. (2018). Contemporary Music and Its Challenges for Music Theory. Harmonia: Journal of Arts Research & Education, 18(1), 39–44. https://doi.org/10.15294/harmonia.v18i1.13686
  • Nietzsche, F. W., & Kaufmann, W. (2010). The Birth of Tragedy and The Case of Wagner. New York, NY: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723994
  • Polka, B. (2015). Modernity Between Wagner and Nietzsche. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=937543
  • Браудо, Е. М.  История музыки : учебник / Е. М. Браудо. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 444 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08686-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453861 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гиленсон, Б. А.  История зарубежной литературы эпохи Романтизма (первая треть XIX века) : учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 426 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01334-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536723 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Демченко, А. И.  Теория и история музыки. Концепционный метод анализа : учебник для вузов / А. И. Демченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 144 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07058-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540910 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Зенкин, К. В.  Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма : учебник для среднего профессионального образования / К. В. Зенкин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11912-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542940 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Каган, М. С.  Музыка в мире искусств : учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 218 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06319-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540309 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кречмар, Г.  История оперы / Г. Кречмар ; переводчик П. В. Грачев ; под редакцией Б. В. Асафьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 346 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07431-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540561 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Мисюров, Н. Н. Романтизм и его национальные варианты. Историко-культурный очерк : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 101 с. — ISBN 978-5-9765-1203-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277958 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Риман, Г.  История музыкальных форм. Катехизис истории музыки / Г. Риман ; переводчик Н. Д. Кашкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10379-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542135 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Соллертинский, И. И.  О музыке и музыкантах. Избранные работы / И. И. Соллертинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 183 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08454-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541422 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Так говорил Заратустра, Ницше, Ф., 2006
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
  • Шапинская, Е. Н. Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия: Монография / Шапинская Е.Н. - Москва :Согласие, 2017. - 524 с. ISBN 978-5-906709-51-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/978425

Авторы

  • Сидорина Татьяна Юрьевна