• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Философия и методология науки

Статус: Курс по выбору
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Преподавание учебной дисциплины «Философия и методология науки» осуществляется в объеме требований образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено общим пониманием современной философии науки как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В основе курса лежит представление о науке как определенной культурно-исторической воплощенности онтологической укорененности человека в мире. Философия науки представляется открытой системой знания, непрерывно обновляющейся и в отношении конкретных научных дисциплин, и в отношении социальной и культурной практики. Освоение курса подразумевает включение аспирантов в живой в диалог с великими учеными и мыслителями разных эпох, философский разговор о фундаментальных и о современных вопросах развития научного миропонимания. Центральной задачей данного курса является формирование навыков продуктивной рациональности как способности к последовательному аналитическому мышлению и, одновременно, направленности на порождение нового знания в стремительно меняющихся контекстах познавательной и социальной практики. Эта задача решается через ознакомление аспирантов в ходе лекционных и семинарских занятий с ключевыми составляющими истории и философии науки (историей возникновения и эволюции научных программ, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, научной этикой, спецификой дисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки), а так же самостоятельной работой по написанию философского или историко-философского эссе, связанного с темой диссертационного исследования, изучением первоисточников и участием в дискуссиях на семинарах. Каждая тема программы сопровождается списком литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об истории и философии науки, а также методологических знаний и навыков, соответствующих современному уровню познавательной практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь знания по вопросам: Историзм и релятивизм в научном познании. Сильная программа социологии знания Д. Блура и «этнографии науки» Б. Латура и С. Вулгара. Методологические характеристики псевдонауки. Этос науки. Принципы и регулятивы академической этики.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Кумулятивистская модель развития научного знания. Постпозитивистские модели динамики научного знания: концепция научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Лакатоса, теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
  • Иметь навыки комплексного подхода к проведению исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
  • Иметь представления о науке как культурно-историческом феномене и автономном социальном институте.
  • Иметь представления по следующим вопросам: Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований. Современные тренды развития науки.
  • Обладать навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
  • Знакомство с основными проблемными аспектами, связанными с отношением познания к действительности, определением понятий «знание», «истина».
  • Обладание рационально-теоретической базой для самостоятельной разработки совокупностей проблем, связанных с осмыслением научного знания (проблемы объективности научных высказываний, проблемы «эмпирического базиса», проблемы возможности универсального языка науки и др.)
  • Знание предмета и основных функций философии науки.
  • Знакомство с различными подходами к проблеме методологии научного познания.
  • Знакомство с постановкой и основными направлениями решения проблемы научного знания и научного метода в Новое время.
  • Знание подходов сторонников позитивизма к проблеме методологии философского познания, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание оснований и трудностей критического рационализма К. Поппера.
  • Знание сути и основных решений проблемы демаркации, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание основных моделей динамики науки, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание основных решений проблемы демаркации, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знакомство с понятием научно-исследовательской программы И. Лакатоса, знание сути позитивной и негативной эвристики научно-исследовательской программы.
  • Знание основных моделей развития науки, умение проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знакомство с «сильной программой» социологии знания Д. Блура.
  • Знание оснований и трудностей историзма и релятивизма в научном познании.
  • Знание особенностей социально-эпистемологической интерпретации истины.
  • Знакомство с акторно-сетевой теорией Б. Латура.
  • Знание соотношения прикладного и фундаментального аспектов современной науки.
  • Обладание навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в междисциплинарных областях.
  • Обладание рационально-теоретической базой для проведения исследований в междисциплинарных областях на основе целостного научного мировоззрения и с использованием знаний в области истории и философии науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и основные функции философии науки. Проблема философского осмысления понятия «знание».
  • Становление и развитие научной методологии в Новое время
  • Классическая и неклассическая наука. Программа логического позитивизма
  • Критический рационализм К. Поппера
  • Модель динамики науки Т. Куна: «нормальная наука» и «научные революции»
  • И. Лакатос: компромисс между теорией научной рациональности и историей науки
  • Д. Блур: социокультурная детерминация познания
  • Прикладное и фундаментальное в современной науке. Акторно-сетевая теория Б. Латура
  • Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. В расчет итоговой оценки оценка за семинары входит после округления арифметическим способом до десятых. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара (ответы на 3 вопроса гугл-формы: по 0,2 за каждый вопрос; выполнение задания гугл-формы: 0,6 за развернутый ответ). Гугл-форма открыта в течение 7-ми полных дней после семинара (день проведения семинара не считается). Возможна отработка семинара, пропущенного по уважительной причине. Отработка состоит из двух частей: 1) ответы на вопросы гугл-формы по итогам данного семинара (можно прислать ответы по почте после закрытия гугл-формы; вопросы гугл-формы есть в файле с заданием к семинару); 2) письменные ответы на 2 любых (на выбор) вопроса к семинару (ответы должны быть даны своими словами с опорой на заданную к семинару литературу; примерный объем ответа на каждый вопрос – 2 тыс. знаков с пробелами). Если ответ на вопрос зачтен, то это дает 0,2 балла. Ответив на три вопроса гугл-формы (или выполнив задание гугл-формы) и два вопроса к семинару, можно получить полный балл за активность на семинаре.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе, которое пишут аспиранты в рамках курса, представляет собой творческую работу по теме, связанной с будущей диссертацией. Оно может иметь вид исторического, методологического, философского исследования предмета или области исследования, проводимого аспирантом. Это может быть анализ парадигмы, метода, методологических установок, гипотез, которые задействованы в диссертационном исследовании. Эссе может стать основой исторического или методологического раздела диссертационного исследования. Тему эссе аспирант выбирает самостоятельно и согласовывает ее с преподавателем, ведущим семинары.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и философия науки, учебное пособие, 432 с., Бучило, Н. Ф., Исаев, И. А., 2012
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
  • Лакатос, И. (2009). Дедуктивистский versus эвристический подход. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15441029
  • Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940

Авторы

  • Кобзарь Елена Николаевна
  • Рябушкина Татьяна Михайловна
  • Дроздова Дарья Николаевна
  • Завгородняя Ольга Ивановна
  • Парамонов Андрей Альбертович