Магистратура
2024/2025





B2B маркетинг
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тихонов Вадим Викторович
Прогр. обучения:
Маркетинг - менеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В2В маркетинг в современной экономике отвечает на вопросы как создать ценность при продаже товаров и услуг другим бизнесам, государственным учреждениями и корпоративным клиентам. На этом курсе студенты узнают чем рынки товаров для бизнеса отличаются от товаров для потребительских рынков, как выделять и оценивать возможности на рынках таких товаров и услуг, как разрабатывать маркетинговую стратегию и как управлять ключевыми элементами внедрения такой стратегии, улучшать потребительский опыт и создавать дополнительную ценность для потребителей, компании и её партнеров. Данный курс позволяет сформировать профессиональные компетенции для управления потоком создания ценности на В2В рынках, оценки и корректировки существующей маркетинговой стратегии, основываясь на понимании основных особенностей рынков В2В, а также оценить риски и возможности по их минимизации при достижении бизнес-целей компании.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов понимание основных принципов функционирования рынков В2В, их особенностей и общих элементов с рынками В2С; Научить критическому анализу бизнеса, его преимуществ, возможностей и рисков при работе на В2В рынках; Сформировать практические маркетинговые навыки при работе на В2В рынках для повышения вероятности прибыльного и долгосрочного развития компании; Предоставить возможность познакомиться с примерами мировой и российской практики по управлению маркетингом В2В.
Планируемые результаты обучения
- Знает особенности b2b клиентов
- Обладает навыками поиска и использования источников информации о b2b рынках
- Понимает подходы к работе с ЛПР
- Понимает специфику рынков b2b, умеет их анализировать
- Умеет анализировать комплексные потребности круга лиц, принимающих решения
- Знает и использует тактики и инструменты коммуникаций с учетом специфики b2b
- Измеряет степень удовлетворённости b2b клиентов
- Определяет коммуникационные стратегии на b2b рынках
- Определяет стратегию работы компании с b2b предприятиями
- Оценивает эффективность маркетинговых инвестиций в терминах юнит-экономики
- Понимает, каким образом структурировать деятельность различных подразделений фирмы для работы с b2b организациями
- Разрабатывает маркетинговый план запуска нового продукта на рынок b2b
- Формирует конкурентоспособные ценностные предложения и маркетинговый микс
- Знать основную специфику рынков В2В и понимать основные этапы создания добавленной ценности на В2В рынках
- Понимать механизм роста компании на конкурентном рынке за счет непрерывного создания новой ценности для существующих и новых клиентов
- Понимать и уметь анализировать В2В рынок на основе релевантных источников и методов
- Понимать основные признаки ухудшения позиции компании на рынке
- Понимать методику критического анализа портфеля В2В продуктов и услуг на различных этапах жизненного цикла для максимизации результата компании и минимизации рисков
- Понимать современные методики разработки новых продуктов и услуг для обеспечения роста компании на рынках В2В в условиях высокой конкуренции
- Понимать роль технологических инноваций в создании конкурентного преимущества компании
- Уметь применять принципы ценообразования, основанного на ценности предложения компании
- Уметь формулировать стратегию маркетинга компании и приоритизировать ресурсы компании на её основе
- Понимать основы формирования эффективных дистрибуционных каналов
- Понимать эффективные подходы по продвижению продуктов компании на В2В рынках
- Знать опыт ведущих мировых и российских компаний в сегменте В2В, особенности и ключевые факторы успеха
Содержание учебной дисциплины
- Основные принципы функционирования рынков и разработка В2В стратегии
- Особенности разработки продуктов В2В, ценовая политика, дистрибуция и продажи, продвижение
- Внедрение маркетинговой стратегии на рынке В2В
Элементы контроля
- Элемент контроля 1 (Индивидуальное задание)
- Элемент контроля 2
- Элемент контроля 3
- Итоговый экзаменФинальный экзамен в форме письменного теста включает вопросы со множественным выбором и мини-кейсы. Вопросы и мини-кейсы формируются на основе материалов лекций, семинаров и рекомендованной литературы.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.5 * Итоговый экзамен + 0.2 * Элемент контроля 1 (Индивидуальное задание) + 0.15 * Элемент контроля 2 + 0.15 * Элемент контроля 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 8928 - (HBR) Коллектив авторов - Стратегический маркетинг - 9785961443325 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8928
- Blank, S. (2013). Why the Lean Start-Up Changes Everything. Harvard Business Review, 91(5), 63–72. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=87039866
- Бек, М. А. Маркетинг В2В : учебное пособие / М.А. Бек ; под ред. Н.Н. Бек. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 392 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/1816711. - ISBN 978-5-16-017157-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2149198
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 22521 - А. Смит; А.Остервальдер; И.Пинье; С. Барковский; Ф.Этьембль - Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших - 9785961473957 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22521
- Harvard Business Review, Michael E. Porter, A.G. Lafley, Clayton M. Christensen, & Rita Gunther McGrath. (2020). HBR’s 10 Must Reads on Strategy, Vol. 2 (with Bonus Article “Creating Shared Value” By Michael E. Porter and Mark R. Kramer). Harvard Business Review Press.
- Harvard Business Review, Michael E. Porter, W. Chan Kim, & Renée A. Mauborgne. (2011). HBR’s 10 Must Reads on Strategy (including Featured Article “What Is Strategy?” by Michael E. Porter): Vol. [Academic Subscription]. Harvard Business Review Press.